Креативные пространства перемещаются в регионы
Новое применение бывшие промзоны часто обретают за счет создания на их месте креативных пространств. Особую популярность они приобрели в Москве и Санкт-Петербурге. Теперь бум развития креативных кластеров плавно распространяется и на регионы. Не так давно креативные кластеры появились в Хабаровске (Tochki…Dot’s), Владивостоке (дизайн-фабрика «Заря»), Екатеринбурге («Дом печати») и Ярославле (проект «Лифт»).
Креативные кластеры существенно отличаются от традиционных сегментов недвижимости. Например, для офисов А-, В-, С-класса определяющим фактором является расположение. Арт-кластеры вполне могут размещаться на территории бывших промзон, хотя расположение в районе с высоким потенциалом приветствуется. Если в традиционных сегментах в приоритет выводится использование качественных материалов и высокий коэффициент полезной площади, то в случае с творческими пространствами важно большое количество общественных пространств и нестандартные дизайн-решения.
В связи с этим данный сегмент коммерческой недвижимости получил название офисов F-класса – взаимосвязанного общества компаний, которые заняты в смежных сферах креативного бизнеса.
За последний год было получено порядка 20 предложений о создании креативных пространств со стороны собственников промзон. Треть предложений поступила из Москвы, две трети – из регионов. Наибольшим потенциалом обладают города с миллионным населением, а также средние города, которые находятся на пересечении туристических маршрутов. В частности к ним можно отнести Новосибирск, Екатеринбург, Казань, Пермь и небольшие города – Кострома, Иваново, Тула и пр.
Как ни странно, в регионах у креативных кластеров потенциал намного выше, поскольку порог входа на рынок ниже по сравнению с Москвой, в то время как качество помещений выше, поэтому в регионах проект имеет все шансы стать новым центром притяжения активной городской аудитории и малого предпринимательства.
Залог успеха кластера заключается в сочетании нескольких факторов. Во-первых, площадка. Это должно быть несколько зданий, а не одно историческое. Помещение должно располагаться в черте города и обладать хорошей транспортной доступностью, а также иметь постоянный свободный доступ на территорию.
Региональный креативный кластер должен быть мультиформатным, т. е. включать в себя офисные помещения и коворкинги, магазины и шоурумы, а также разнообразный набор сервисов – кафе, рестораны и пр. Кроме того, в творческом кластере должны располагаться площадки, которые можно трансформировать под культурные, образовательные, социальные проекты.
Такие пространства можно назвать антикризисными, поскольку они не требуют крупных вложений и ориентированы преимущественно на те компании, которым не нужен «офис с евро-ремонтом».