Падение розничного рынка привело к росту вакантных площадей и снижению ставок аренды в ТЦ Москвы
По итогам 2015 года доля свободных площадей на рынке торговых центров Москвы достигла 8,3%, увеличившись на 0,8 п.п. за 4-й квартал и на 2,3 п.п. в целом за год, свидетельствуют данные компании JLL. Увеличение объема пустующих помещений вызвано вводом значительного объема площадей (560 тыс. кв. м1 за 2015 год) и активной ротацией арендаторов, которые испытывают трудности ввиду снижения потребительского спроса.
За 11 месяцев 2015 года, в соответствии с данными Росстата, сокращение оборота розничной торговли в России достигло 9,3% к аналогичному периоду предыдущего года, а в Москве розничные продажи за этот период упали на 13%.
По оценкам экспертов JLL, к концу 2016 года доля свободных площадей на московском рынке торговых центров может увеличиться до 10% и приблизиться к рекордному показателю 2-го квартала 2010 года, когда пустовало 11% помещений. «Прогнозируемый рост объема вакантных площадей в ТЦ Москвы обусловлен как негативными прогнозами относительно развития рынка розничной торговли, так и вводом значительного числа проектов, реализация которых была начата еще до кризиса, - комментирует Татьяна Ключинская, Директор по России и СНГ, начальник департамента торговых площадей компании JLL. – К вводу в Москве на этот год заявлены торговые центры совокупной площадью около 460 тыс. кв. м, при этом можно ожидать, что в соответствии с общим рыночным трендом на момент открытия они будут заполнены в среднем на 50-60%».
«В настоящий момент ритейлеры, рассматривающие возможности для развития, имеют значительный объем альтернативных предложений в действующих ТЦ и предпочитают объекты с понятной посещаемостью и прогнозируемыми оборотами. Новые комплексы, которые только выходят на рынок, смогут реализовать пустующие площади в процессе первого года работы. В условиях значительного снижения объема нового ввода в перспективе это будет способствовать уменьшению общей доли вакантных площадей на рынке», - добавляет Татьяна Ключинская.
«В регионах в среднем заполняемость новых торговых центров ниже, чем в Москве. Как правило, список арендаторов новых объектов в региональных городах к моменту открытия ограничивается крупным сетевым игроком продуктового ритейла, магазином детских товаров и магазином сегмента одежды для всей семьи по низким ценам. Основные сложности у арендодателей возникают с заполнением fashion галереи, так как многие федеральные и зарубежные ритейлеры в текущей ситуации оптимизируют портфолио, а для абсолютного большинства развивающихся игроков приоритетом являются Москва и Санкт-Петербург», - отмечает Мария Шпакова, аналитик рынка торговых площадей компании JLL.