На «загородке» эконом-класс «растерял» 7% спроса, бизнес-класс усилил свои позиции в 2 раза
Данные Аналитического центра Инком-Недвижимость свидетельствуют о том, что реализованный спрос на загородную недвижимость эконом-класса в III квартале 2015 года снизился – с рекордных 82% до 75%, тогда как на бизнес-класс, напротив, возрос – с 3 до 6%, по сравнению с кварталом ранее. Комфорт-класс также продемонстрировал прирост по данному показателю – на те же 3%. В премиум-сегменте драйвером продаж выступили участки без подряда.
«Эконом» спасет trade-in?
В рамках эконом-класса лидерами спроса ожидаемо стали участки без подряда. На их долю по итогам III квартала 2015 года пришлось 74% от всех сделок. Кварталом ранее участки без подряда предпочитали 66% покупателей. Год назад данный формат недвижимости также был на пике популярности – 70% сделок.
На втором месте оказались малоэтажные квартиры. Их доля в общей структуре спроса в отчетный период составила 21% против 29% во II квартале 2015-го. Годом ранее «малоэтажку» выбирали в 25% случаев. Примечательно, что большая часть малоэтажного предложения на загородном рынке – 69% – сосредоточена именно в «экономе». Еще 23% приходятся на комфорт-класс. В других сегментах «малоэтажка» представлена незначительно.
Другие форматы недвижимости в экономклассе продаются существенно хуже. Так, год назад коттеджам и участкам с подрядом отдавали предпочтение всего 2% покупателей, в III квартале текущего года их доля несколько увеличилась – до 3%. Спрос на таунхаусы за год, напротив, сократился – с 3% до 2%. Дуплексы в сегменте «эконом» практически не востребованы.
Динамика продаж в эконом-классе в течение текущего года в значительной степени поддерживалась за счет использования альтернативных сделок (т. н. схемы trade-in) – реализации городской недвижимости покупателя с последующим приобретением загородного жилья): 70% сделок, заключенных с применением данного механизма, относятся к низшему ценовому диапазону. Особенно востребован он в форматах таунхаусов, дуплексов и квартир в малоэтажных домах на высокой стадии готовности. Интересно, что trade-in применяется также и в высших ценовых сегментах, хотя и незначительно.
В общей структуре продаж по итогам III квартала 2015 года доля экономкласса составила 75%. Кварталом ранее был зафиксирован исторический максимум – 82%. Год назад объем сделок в эконом-классе был сопоставим с результатами отчетного периода и равнялся 74%.
Комфорт-класс поспешает медленно
Внутри комфорт-класса наиболее востребованными оказались малоэтажные квартиры – в III квартале 2015 года их доля в структуре спроса была равна 29%. Кварталом ранее «малоэтажку» выбирали в 26% случаев, в III квартале 2014-го – в 25%.
Следующее место в рейтинге покупательских предпочтений заняли участки без подряда – 27% сделок по итогам прошлого квартала против 15% кварталом ранее. Год назад данный формат недвижимости выбирали 23% всех покупателей загородного жилья.
На третьем месте по итогам отчетного периода оказались коттеджи и участки с подрядом – 20% реализованного спроса. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года ситуация практически не поменялась – тогда на указанный формат приходилось19% сделок.
Спрос на таунхаусы внутри комфорт-класса тоже достаточно высок, хотя и отмечается отрицательная коррекция, – 18% сделок в III квартале 2015-го, 34% кварталом ранее и 29% год назад.
Дуплексы в комфорт-классе оказались наименее востребованными – 6% сделок в прошлом квартале и 8% в позапрошлом. Однако по сравнению с 2014-м этот формат «загородки» улучшил свой результат – тогда дуплексы покупали 4% клиентов.
В целом на комфорт-класс по итогам III квартала 2015 года пришлось 16% продаж, что на 3% выше показателей предыдущего квартала и на 1% меньше годом ранее.
Бизнес-класс набирает обороты
В рамках бизнес-класса по итогам отчетного периода чаще всего покупали коттеджи и участки с подрядом – 46% сделок. В прошлом квартале, как и год назад, спрос на них составлял 35% сделок. В условиях кризиса коттеджи в рассматриваемом сегменте вместо предмета роскоши стали рассматриваться потребителями как основное жилье, ради приобретения которого покупатели готовы продать городскую квартиру и переехать за город.
На втором месте в рамках исследуемого класса оказались квартиры в малоэтажных домах: в III квартале 2015 года на их долю пришлось 19% спроса, кварталом ранее данный формат жилья предпочитали 20% покупателей, год назад – 17%.
Дуплексы в бизнес-классе почти не уступают «малоэтажке» – 16% реализованного спроса по итогам прошлого квартала. Во II квартале результат был скромнее – 10%, в прошлом году, напротив, весомее – 19% от общего объема сделок.
Участки без подряда в III квартале 2015 года составили 12% от общей структуры спроса, кварталом ранее – 18%, год назад этот формат занимал 10% в структуре спроса.
Реже всего внутри бизнес-класса покупали таунхаусы – 7% сделок в прошлом квартале. Кварталом ранее востребованность этого формата была намного выше – 17%, равно как и год назад, когда на долю таунхаусов приходилось 19% покупательских предпочтений.
Бизнес-класс отметился в текущий кризис двумя интересными особенностями, первая из которых – реализация отложенного спроса, наметившаяся в предыдущем квартале. Для бизнес-класса больше, чем для других сегментов, характерно появление покупателей, которые держали часть сбережений в валюте и теперь начали заявлять о своей готовности совершить сделку. Эксперты компании ожидают роста продаж ближе к Новому году, накануне которого девелоперы объявляют о проведении дополнительных акций и скидок.
Вторая примечательная особенность – появление покупателей из сегмента «эконом». В условиях кризиса застройщики вынуждены настолько снижать цену на загородные объекты, что они становятся доступны потребителям, которые изначально планировали приобретение недвижимости более низкого класса. Принятию положительного решения о повышении жизненного и социального статуса способствует также незначительная разница в размере коммунальных платежей – в среднем 1-2 тысячи рублей в месяц. Случаи, когда владельцы загородной недвижимости сознательно переезжают в дом или квартиру меньшей площади и классом ниже, тоже встречаются, хотя и гораздо реже, констатируют эксперты.
По итогам III квартала 2015 года продажи в бизнес-классе составили 6% от всех сделок, что в 2 раза выше показателей предыдущего квартала, и на 1% больше, чем год назад.
Премиум-класс прирастает землей
В рамках премиум-класса по итогам прошлого квартала лучше всего продавались участки без подряда – их доля в общей структуре сделок составила 34%. Кварталом ранее результат был в разы хуже – 5% от всех продаж. Год назад на участки без подряда приходилось 28% спроса.
По мнению экспертов компании, не стоит рассматривать данные сделки по аналогии с экономклассом, где покупка земельного участка направлена на сохранение сбережений с последующим возможным строительством дома в средне- либо дальнесрочной перспективе. Потребители в премиум-сегменте выбирают участки без подряда, поскольку желают владеть нетиповым домом, построенным исходя из собственных эстетических предпочтений. Возводить его они начинают практически сразу после покупки участка.
Второе место заняли малоэтажные квартиры – на их долю пришлось 24% спроса. Кварталом ранее – 33%, а год назад объем сделок был почти в 2 раза ниже – 11% от общего количества.
Таунхаусы в прошлом квартале выбирали 18% покупателей, в позапрошлом – 23%, в то время как в 2014-м на долю этого формата приходилось всего 6% покупательских предпочтений.
Популярность коттеджей и участков с подрядом в III квартале 2015 года была практически сопоставима с таунхаусами – 15% реализованного спроса. Кварталом ранее данный формат недвижимости выбирали 32% покупателей. Год назад коттеджи и участки с подрядом продавались еще лучше – 44% сделок.
Меньше всего в прошлом квартале покупатели интересовались дуплексами – на них пришлось 9% продаж, в позапрошлом – 7%. Годом ранее динамика продаж была несколько выше – 11% реализованного спроса. Эксперты объясняют невысокую востребованность этого формата тем, что адекватных предложений дуплексов не так много в высших ценовых сегментах, подразумевающих максимально высокий уровень комфорта жилья и минимальное количество соседей либо вообще индивидуальное проживание семьи.
Доля самого премиум-сегмента в общей структуре спроса по итогам III квартала 2015 года невелика и составляет 1%. Кварталом ранее, как и год назад, количество сделок с объектами премиум-класса по отношению к другим сегментам не менялось.
Оставшиеся 2% сделок в общей структуре продаж в прошлом квартале совершались в сегменте de luxe.
Вместо эпилога
По итогам трех кварталов 2015 года внутри почти всех классов наименьшей популярностью у покупателей пользовались таунхаусы и дуплексы, однако эксперты компании полагают, что в реальности эти форматы недвижимости обладают неплохим потенциалом для роста продаж.
«Приведенная статистика вовсе не означает, что таунхаусы или дуплексы, фигурально говоря, «исчезающая натура», – объясняет руководитель офиса «Новослободское» Департамента загородной недвижимости Алексей Сенчук. – На рынке загородной недвижимости в целом представлено очень много участков без подряда в дальнем Подмосковье, продажи которых идут в низшем ценовом диапазоне и не предполагают скорейшего начала строительства. При этом дуплексы и таунхаусы выбирают в качестве основного жилья, что называется, «здесь и сейчас», переезжая в них из городской квартиры меньшей площади. Можно предположить, что недорогие и оптимальные по площади таунхаусы и дуплексы будут в тренде».