Правительство Московской области приступило к формированию нового архитектурного облика Подмосковья
Этот глобальный проект предполагает, в первую очередь, благоустройство главных улиц городов и поселений, железнодорожных станций и вылетных магистралей. Для создания качественного имиджа региона разработан архитектурно-художественный регламент, который устанавливает единые стандарты внешнего оформления для всех муниципальных образований. На повестке дня стоит упорядочивание рекламной и торговой инфраструктуры, создание системы навигации и общедоступной среды, внедрение архитектурной подсветки и брендинга, а также интеграция современного искусства в урбанистический ландшафт.
Проект формирования благоприятного облика Подмосковья стартовал по поручению губернатора Андрея Воробьева. Как отмечает заместитель Председателя Правительства Московской области Герман Елянюшкин, на первом этапе ведутся благоустроительные работы вдоль 76 главных улиц городов и поселений, 20 вылетных магистралей, а также на территориях 156 железнодорожных станций. Они предполагают уборку территорий, ремонт и покраску фасадов домов, организацию парковок, модернизацию торговых павильонов, стационарных ограждений, а также демонтаж и замену рекламных вывесок на зданиях.
Системное обследование территорий региона, которое осуществляет Главное управление архитектуры и градостроительства, выявило основные факторы, портящие имидж Московской области. Самым масштабным оказалось нагромождение рекламы, которая оккупировала практически все фасады улиц и дорог региона. Всего выявлено 11 100 некачественных рекламных объектов и вывесок, которые уродуют исторический облик Подмосковья и не отвечают современным эстетическим требованиям.
«В 2015 году в рекордно короткие сроки нам удалось привести в порядок 7 030 объектов, – говорит Герман Елянюшкин. – Оптимизация рекламной инфраструктуры сегодня продолжается в Волоколамском, Чеховском, Истринском, Шаховском муниципальных районах, а также в городских округах Котельники, Черноголовка и Королев». Соответствующая работа ведется по нескольким направлениям: фиксация текущего состояния; выявление некондиционной рекламы и выдача предписаний нарушителям; демонтаж вывесок; установка качественно новых объектов – лайтбоксов, панелей-кронштейнов, отдельно стоящих букв и других конструкций.
Чтобы не допустить тиражирования старых ошибок и распространить новую культуру благоустройства и градостроительства, Главархитектура разработала архитектурно-художественный регламент, который устанавливает единые, прозрачные правила «игры». Для его подготовки и внедрения проводились консультации с бизнес-сообществом, представителями Госадмтехнадзора, Минпотребрынка и всех муниципальных образований Московской области.
«Работа по формированию благоприятного облика наших городов уже дала визуальные результаты. Генеральная уборка Подмосковья велась не только по смене вывесок, но и по реновации фасадов зданий, установке новых павильонов для розничной торговли и общественного питания, освобождению территорий от хаотичных парковок, а также оборудованию удобных автостоянок и остановочных павильонов для общественного транспорта», – отмечает заместитель Председателя Правительства Московской области.
Ярким примером создания качественно новой среды служат Московская улица в Звенигороде, улица Гагарина в Клину, улица Ленина и железнодорожный вокзал в Орехово-Зуеве, железнодорожные станции «Голицыно», «Пушкино», «Одинцово», «Железнодорожная», а также участки Ленинградского шоссе в Химках и Дмитровского шоссе в Мытищах (рынок «Грибки»).
В 2016 году мы приступим к созданию в городах и поселениях Подмосковья новой системы навигации и безбарьерной среды, внедрению архитектурной подсветки, дизайна и брендинга.
В ряде муниципалитетов уже началось создание удобной пешеходной навигации. Ее инфраструктуру образуют, в том числе, интерактивные пилоны и указатели. Элементы новой навигации представлены в 15 муниципальных образованиях, среди которых Сергиев Посад, Реутов, Кашира, Протвино, Пущино, Раменское и Ступино.
Главархитектура приступила к разработке комплексных концепций архитектурно-художественной подсветки городов Московской области, Объединять их будет общая цвето-световая среда. Воплотить эти концепции в жизнь муниципалитеты смогут в течение нескольких лет. Такие проекты уже разработаны у 17 городов, среди них Ивантеевка, Коломна, Пушкино, Краснознаменск, Талдом и Красково.
В этом году в Подмосковье началась замена старых нестационарных объектов торговли на современные павильоны, созданные по новым дизайн-проектам. Принципиальным вопросом является соблюдение в пределах одного города визуального единства, особенно на наиболее значимых общественных пространствах – на пешеходных улицах, главных площадях и магистралях.
Для оживления городской среды подмосковные власти привлекают мастеров стрит-арта. Так, глухие фасады домов, неприглядные коммунальные объекты и заборы теперь будут украшать граффити. Отбирать их планируется на тематических конкурсах. В этом году объекты современного искусства гармонично вписались в архитектуру Дубны, Одинцова, Клина и Рошаля.
Улучшению архитектурно-художественного имиджа Подмосковья служит внедрение в городскую среду нового брендинга – единых стилистических решений в оформлении улиц, объектов недвижимости, остановок и транспорта. Элементы бренда используются также в уличной навигации. Так, в Рузе начали устанавливать таблички с адресами домов в стиле нового логотипа города. Новый брендинг активно используется также в городской инфраструктуре Домодедова, Долгопрудного, Клина и Каширы.
Подмосковный брендинг получает признание в профессиональном сообществе. Этим летом бренд «Клин звучит!» занял первое место в номинации «бренд города» на международном фестивале территориального брендинга “Open” в Минске.
«Формирование нового архитектурного облика Подмосковья является частью глобального ребрендинга нашего региона, выполняемого в рамках поручений губернатора МО Андрея Воробьева. Улучшение имиджа Московской области рассчитано, прежде всего, на ее жителей. Мы хотим, чтобы нашим гражданам было приятно жить в своих городах и поселениях: учиться, работать и отдыхать, знакомиться, создавать семьи и воспитывать детей, получая удовольствие от красоты окружающего мира! Создание качественной городской среды, основанной на принципах эстетической урбанистики, позволит интегрировать наш регион, сопоставимый по размерам с такими европейскими державами, как Швейцария, Нидерланды и Дания, в мировую туристическую инфраструктуру», – говорит Герман Елянюшкин.