Российский гостиничный рынок переходит на новый этап развития
Олимпиада в Сочи с ее рекордами гостиничного строительства, достижения Казани, открытия последних двух-трех лет – все это оказало существенное влияние на конъюнктуру предложения средств размещения и структуру гостиничного рынка России в целом. В некоторых регионах выход новых отелей теперь нужно тщательно рассчитывать, в других городах рынок перенасыщен предложением разного вида. Среди таких регионов Ростов, Сочи, Екатеринбург, Казань, Санкт-Петербург и пр. каждый новый отель забирает часть прибыли уже существующих, в итоге теряют от этого все.
Принятые нормы расчета анализа рынка о размере туристического потока, количестве и типах туристов, а также количестве средств размещения не позволяют делать объективных выводов о размере спроса и предложения. Эксперты зачастую высказывают свое мнение, основываясь на логике расчета и оценки данных, что сильно влияет на рынок: в результате составить справедливый анализ спроса и предложения не получается, а новые отели остаются без реального анализа ситуации и с высоким риском убытков.
Существует острая тенденция к открытию отелей международных гостиничных сетей по всей России. Наиболее активными среди них являются Rezidor, Accor и Intercontinetal, ненамного отстают от них Hilton с трех- и четырехзвездными отелями, Windham и Tulip. В перспективе сетевой бизнес в России будет составлять порядка 10% от общего числа всех объектов гостиничного хозяйства страны. Это немалый показатель, но гостиничный рынок РФ всегда будет сочетать в себе сетевые объекты, частные отели, разовые проекты и пр. Изменится также и структура дистрибьюции. Бизнес-модель продаж гостиничных услуг с привлечением туроператоров и агентств ушла в прошлое. Онлайн-продажи во многих городах выросли с 3 до 20-30%. Ежегодный прирост во многих отелях составит около 2-3% в год, что заставит службы маркетинга и продаж развивать сервис онлайн-продаж.
В результате изменившейся экономической обстановки в России появилось большое количество новых инвесторов, большинство из которых – «вынужденные» (когда строительство отеля является формой обременения) или «эмоциональные» (создание отеля для семьи, детей, жены и т. д.).
Наблюдается тенденция увеличения количества профессиональных инвесторов. По прогнозам экспертов, этим игрокам рынка будет принадлежать около 3% отелей на рынке. Еще одним новшеством можно считать появление на рынке нового сегмента жилья – апартаментов, определение которого пока весьма расплывчато, поэтому многие трактуют его по-своему. Эксперты прогнозируют дальнейшую систематизацию данного сегмента и определение четких правил игры.
Если раньше слово «курорт» являлось неприемлемым для российского гостиничного рынка, поскольку место отдыха в России, где сезон предполагает устойчивые 5-6 месяцев тепла или холода, найти очень трудно, то сейчас с развитием курортов Краснодарского края, реализацию проектов туристско-рекреационного типа на Алтае и Байкале ситуация меняется к лучшему. Благодаря программам стимулирования внутреннего туризма и путешествий по России, курортные территории страны будут активно развиваться, привлекая не только крупных инвесторов, но и мелкий бизнес проката, сувениров и анимации, а уровень качества сервиса и профессионализма будет расти год от года.