Впервые с начала года доля fashion ритейлеров в структуре открытых магазинов в ТЦ Санкт-Петербурга превысила 50%, в то же время доля вакантных площадей выросла до 6,6%
Несмотря на отсутствие ввода новых открытых торговых центров в 3-м квартале, уровень вакантных площадей на рынке Санкт-Петербурга продолжает расти. По оценкам аналитиков компании JLL, за прошедший квартал показатель увеличился на 0,1 п.п., достигнув 6,6%. В целом за 3-й квартал в действующих торговых центрах Петербурга закрылось на 20% больше арендаторов всех профилей, чем открылось новых.
В то же время сокращение количества магазинов fashion ритейлеров в действующих ТЦ почти остановилось, а в структуре открытых объектов их доля впервые в 2015 году превысила 50%. Для сравнения, во 2-м квартале среди закрытых магазинов 53% приходилось на fashion операторов.
Структура открытых и закрытых в 3-м квартале 2015 года арендаторов в ТЦ Санкт-Петербурга
Структура открытых арендаторов Структура закрытых арендаторов
Общий объем качественных торговых центров Петербурга составляет 2,15 млн кв. м, что соответствует 414 кв. м на 1 тыс. жителей. По обеспеченности торговыми площадями Санкт-Петербург отстает от большинства европейских городов, однако он входит в число лидеров на российском рынке.
Объем качественных ТЦ на 1 тыс. жителей в крупнейших городах Европы
Первое место по количеству торговых площадей на 1 тыс. жителей занимает Московский район, положение которого еще более укрепится в последнем квартале года, когда будут введены два торговых центра суммарной арендуемой площадью 42,4 тыс. кв. м – аутлет-центр Outlet Village Pulkovo и 2-я очередь ТРК «Питер-Радуга».
Объем торговых площадей на 1 тыс. жителей по районам Санкт-Петербурга
«В условиях постепенного насыщения Санкт-Петербурга качественными торговыми площадями объем ввода новых объектов будет продолжать снижаться, и рынок неизбежно ждет новая волна развития – реконцепция существующих ТЦ. Уже сегодня мы фиксируем увеличение числа запросов со стороны собственников действующих объектов на реконцепцию; в первую очередь о ней задумываются торговые центры, открытые до 2008 года и уже не соответствующие стандартам современного ритейла. Ключевую роль также играет размер объектов и их расположение, уровень конкуренции в районе – в локациях, наиболее насыщенных торговыми площадями, этот вопрос стоит острее, - комментирует Анастасия Балмочных, руководитель департамента торговых площадей компании JLL в Санкт-Петербурге. – При этом качественные ТРК регионального и суперрегионального формата, открытые до 2008 года, по-прежнему пользуются достаточно высоким спросом со стороны потребителей и могут ограничиться небольшими изменениями, в то время как объекты районного и окружного форматов в спорных локациях, а также более масштабные комплексы с изначальными ошибками в концепции должны задуматься о серьезных изменениях».
Вследствие существенного ослабления рубля в 3-м квартале 2015 года максимальные ставки аренды в торговых центрах Петербурга снизились на 8% - до 1,2 тыс. долл. за кв. м в год (без учета НДС и эксплуатационных расходов). При этом в большинстве случаев при заключении договоров аренды ритейлеры настаивают на формировании арендной ставки как процента от товарооборота.
Сокращение реальных доходов населения Петербурга, согласно данным Росстата, составляет в 2015 году около 9,0%, что неизбежно приводит к изменению структуры потребления. На этом фоне некоторые ритейлеры пересматривают структуру своей сети. Так, в четыре раза (до шести) сократилось количество магазинов Nike в Петербурге, ГК «Дети» закрыла часть одноименных магазинов, «Здоровый Малыш» и «Мама детям». Закрыла супермаркет Prisma в ТРК «Континент на Байконурской» корпорация SOK, а Media Markt сократил с 9,6 тыс. до 4,6 тыс. кв. м площадь своего крупнейшего магазина, расположенного в ТК «Юго-Запад».
Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге, отмечает: «Потребитель переориентируется на более дешевые товары, в результате чего увереннее чувствуют себя ритейлеры эконом-сегмента, в то время как в сегменте “средний плюс” ситуация более сложная. Наиболее ярко эта тенденция заметна в ритейле детских товаров, где воспользовавшись закрытием магазинов “Здоровый малыш” и “Дети”, активно развиваются такие ритейлеры более демократичного сегмента, как Acoola, “Котофей” и другие».
Стоит также отметить развитие формата галерей молодых дизайнеров – сразу несколько таких проектов недавно появились на петербургском рынке. На 2-м этаже универмага «Большой Гостиный Двор» на площади 230 кв. м открылся шоу-рум, в котором представлены работы 23 дизайнеров, в ТК «Экополис» на Выборгском шоссе летом открылся мультибрендовый бутик TOUCH. Также уже работают галерея «ЛугLOOK» в ТРК «Монпансье» и FREEDOM STORE в ТРК «Галерея» и ТРК «МЕГА Дыбенко».