Ландшафтный дизайн добавляет к стоимости домовладения 30%
Елена Асташкина, ландшафтный архитектор, только что завершившая работу над новым «Серебристым садом» на выставке «Малоэтажная страна» на Белой даче, уверена, что дом с садом продаётся дороже и при этом быстрее.
Сад, как растущий организм, каждый год прибавляет в цене, в отличие даже от самого стильного и дорогого дома с качественным ремонтом. Деревья и кустарники растут – растёт и их цена. Дом с садом продаётся приблизительно на 30% дороже, чем без такового. Елена Асташкина напоминает, что организация процесса закладки сада требует много сил, терпения, денег и профессиональных знаний, а также предостерегает: необходимо осознавать, что имеется огромная разница между ландшафтной архитектурой и озеленением. От постановки этой задачи зависит, станет сад выгодным вложением или дорогой обузой для владельца.
У ландшафтной архитектуры – свои законы. Какими бы красивыми ни были цветы, кустарники и деревья в саду, без правильного расположения в пространстве это только красивые растения. И так же как в современном подходе столичных градоначальников к обустройству городских общественных пространств, у частных заказчиков тоже иногда случается путаница между благоустройством с заменой скамеек, укладкой брусчатки вместо асфальта и архитектурным подходом к развитию территорий.
Архитектурный подход предполагает тщательную разработку проекта, на которую может уйти от трёх месяцев до года. Как объясняет Елена Асташкина, ландшафтный архитектор должен учитывать не только пожелания заказчика, но и особенности территории и существующей архитектуры. Важно уметь чувствовать пространство и умнеть им манипулировать. Ландшафтный архитектор – организатор пространства, который должен не только быть компетентным в смежных дисциплинах (дендрологии, геодезии, почвоведении и т.д.), но и быть психологом, чувствовать своего клиента, уметь донести идею и сделать его соучастником проекта. Манипулируя высотными отметками в процессе проектирования, архитектор может просто творить чудеса: визуально расширить маленький участок, обратить недостатки в достоинства.
При проектировании главное – чётко следовать заданной теме, которой всё должно подчиниться. Самое главное при проектировании - четко следовать заданной теме, которой должно все подчиняться. Елена Асташкина рассказала, что часто даёт своим садам названия, которые подсказывают ей архитектура дома, его окружение и предпочтения клиента. Названия проектов говорят сами за себя: «Дом на 7 холмах», «125 ступеней вниз», «Тирольские напевы», «Серебряный сад» и т. д. Дав саду название, легче перейти к следующему этапу работы и наполнить его деталями.
Стоимость работы архитектора достаточно сложно оценить на стадии разработки проекта. В основном, всё зависит от сложности работы, на ценообразование влияет и имя архитектора. В среднем, одна проектируемая сотка обойдется заказчику от 7 000 руб. Подготовительные, земляные и строительные работы, озеленение, стоимость материалов в целом, все то, что формирует ландшафт, Елена Асташкина оценивает примерно в 50% стоимости коробки самого дома, от концепции которого отталкивается.
Елена Асташкина признаётся, что архитектору всегда изначально интересно работать с крупными объёмами, создавая комплексную архитектуру. С заказчиками, которым нужно всего лишь «посадить кустики», работать скучно, заметила архитектор, добавив, что занимается организацией пространства, а не озеленением.
Дизайнер отметила, что 70% всех заказов – это запросы на переделку уже имеющихся проектов. Она рассказала о том, что к подобным заказам относится с большой осторожностью, понимая, что придётся переделывать работу своих коллег – ландшафтных дизайнеров, а это большая проблема. К тому же, работы по переделке обходятся клиенту всегда дороже, чем создание сада с нуля. И люди, которые много путешествуют и посещают какие-то цветочные выставки, уже имеют свой вкус, хотят грамотного и профессионального подхода, понимая, что экономия может обойтись им чересчур дорого. Именно по этой причине, заключает эксперт, к процессу создания сада нужно тщательно подготовиться.