Становится ли бизнес-класс на «загородке» доступнее?
В периоды экономической нестабильности застройщики, столкнувшись с понижением платежеспособности населения и, как следствие, сокращением спроса, начинают применять антикризисные стратегии. Одной из них является предложение объектов бизнес-класса по цене эконома. Специалисты Департамента загородной недвижимости Инком-Недвижимость провели анализ, стал ли сегмент бизнес-класса за последние два года, в текущих экономических условиях, демократичнее.
Основные приметы
Демократизация бизнес-класса осуществляется главным образом посредством переформатирования имеющихся проектов – уплотняется застройка в поселке, уменьшаются площади участков и домовладений. При этом, чтобы предпринимаемые меры не снизили класс проекта, неизменными должны остаться три основные его характеристики. Очевидно, что это, во-первых, удобство и комфортность расположения поселка, включая транспортную доступность и наличие поблизости развитой инфраструктуры. Во-вторых, отвечающее бизнес-классу качество строительства и внешней отделки, а также наличие всех необходимых коммуникаций. В-третьих, высокое качество общественных и рекреационных зон на территории поселка: прогулочных мест, спортивных и детских площадок, объектов развлекательного назначения. Таким образом, при снижении абсолютной стоимости домовладений сохраняются уровень и потребительские свойства застройки, характерные для бизнес-класса.
«Кризисные периоды приводят к пересмотру многих аспектов жизнедеятельности, и это влечет за собой необратимые изменения. Поэтому есть все основания полагать, что пертурбации, происходящие сегодня на рынке загородной недвижимости, в частности, в сегменте бизнес-класса – это долговременный процесс. С понижением платежеспособности покупатели начинают более разумно подходить и к выбору жилья, и к расходам на его содержание, и становятся более экономными», – отмечают эксперты.
Целевая аудитория
По оценкам специалистов, 90% загородных объектов бизнес-класса до кризиса 2008-2009 гг. приобреталось как недвижимость для дачного отдыха, и лишь 10% – в качестве дома для постоянного проживания. Однако со временем эта пропорция менялась, и сегодня аудитория данного сегмента разделилась на две равные части. Причем специалисты считают, что процент покупателей, рассматривающих загородный объект бизнес-класса как основное жилье, будет увеличиваться.
По наблюдениям экспертов рынка, по мере того, как все большее количество людей приобретает в этом сегменте загородные объекты для решения «квартирного вопроса», растет и число использующих при покупке ипотечный кредит.
Реализованный спрос и предложение
Векторы развития бизнес-класса на рынке загородного жилья можно проиллюстрировать статистикой, подготовленной аналитиками компании по ключевым параметрам сегмента:
Можно заметить, что приведенные аналитические данные тренд на демократизацию бизнес-класса пока явно не подтверждают, что, видимо, свидетельствует о том, что лежащие в ее основе процессы крайне инертны.