Кто и зачем покупает офисные площади?
Эксперты инвестиционного фонда STONE HEDGE определили основные категории покупателей коммерческих площадей.
На рынке офисной недвижимости Москвы в последнее время наблюдается увеличение покупательской активности. При этом всё четче прослеживается разделение покупателей на три основные категории.
К первой принадлежат профессиональные инвесторы. По данным департамента продаж STONE HEDGE, они в основном приобретают площади на старте реализации проекта. Например, в офисном центре класса B+ NEO GEO в первые месяцы экспонирования доля профессиональных инвесторов составила 90 %. Они покупают площади с целью последующей сдачи в аренду или перепродажи. Зачастую это люди, имеющие за плечами большой опыт ведения бизнеса как в сфере недвижимости, так и в других областях. Как правило, приобретение недвижимости в этом случае рассматривается как возможность расширения инвестиционного портфеля.
Второй тип – инвесторы – новички рынка офисной недвижимости. Это покупатели, которые ранее приобретали либо квартиры с целью сдачи в аренду, либо малые торговые площади и впервые решили инвестировать именно в офисную недвижимость. Также к данному типу можно отнести владельцев непрофильного бизнеса, принявших решение о диверсификации вложений и рассматривающих приобретение недвижимости как новый бизнес. Согласно статистике продаж, в NEO GEO 30 % таких покупателей планируют развивать новый арендный бизнес, 35 % приобретают помещения для развития собственного бизнеса.
Третий тип – это те, кто приобретает площади под собственные нужды. В среднем доля таких покупателей составляет 30 % в первые месяцы экспонирования объекта и увеличивается до 70 % к его окончанию.
«Процентное соотношение профессиональных инвесторов и собственников сильно варьируется в зависимости от концепции офисного центра. Например, в БЦ NEO GEO, который является классическим образцом качественного офисного центра класса В+, количество профессиональных инвесторов составляет 70 %. А в комплексе офисных особняков Central Street, представляющем собой эксклюзивное для Москвы предложение, наоборот, 75 % – конечные собственники», – рассказывает Анастасия Малкова, руководитель департамента продаж инвестиционного фонда STONE HEDGE.
Примечательно, что всё большее количество инвесторов не склонны вносить единовременно полную сумму, необходимую для покупки. Это связано с тем, что профессиональные инвесторы вкладывают в приобретение площадей доходы от основного бизнеса. Такие доходы, совершенно очевидно, удобнее выделять для вложений периодически. Например, в NEO GEO доля покупателей, воспользовавшихся одной из предлагаемых схем рассрочки платежа, составляет 90 %.