Рейдерский захват квартир
Рейдеры скупают доли в квартирах и делают жизнь владельцев других долей невыносимой, принуждая их продать свою долю практически за бесценок. Полиция ничего не может предпринять против рейдеров, поскольку они являются также законными собственниками жилья. Таким образом, в Крылатском уже несколько лет действует группа рейдеров.
Рейдерский захват квартиры с помощью приобретения доли является почти законным и весьма выгодным бизнесом. На сайтах в Интернете висят сотни подобных предложений. В тексте объявлений пишется «Для регистрации. Без просмотра. Без проживания. Быстрая сделка. Оформление по договору дарения». Деньги за долю передаются через банковскую ячейку. Подобные сделки практически невозможно оспорить, так как доказать ее истинный характер не представляется возможным. Если собственник реализует свою долю не путем дарения, то он сначала должен предложить ее другому дольщику, и только получив отказ, имеет право продать ее третьим лицам.
Захар Полежаев (адвокат компании «Юков и партнеры») говорит, что владение долей и комнатой в коммуналке абсолютно разные вещи. Комната имеет свой кадастровый номер и является отдельным объектом недвижимости. Что касается доли, то это абстрактная величина, предоставляющая право регистрации или проживания в квартире, но для этого необходимо определить порядок пользования.
Если собственник мешает жить другим дольщикам, то тогда ставится вопрос об определении порядка пользования жильем или в судебном порядке, или путем соглашения между собственниками. Если, например, новому жильцу нет возможности предоставить изолированное помещение и он никак не связан с другими жильцами, то суд может и отказать во вселении. Тогда более целесообразно поставить вопрос о принудительном выкупе доли другими собственниками. Однако, суды по подобным вопроса не единодушны, одни принимают решения о принудительном выкупе доли по требованию основных собственников, а другие – по требованию нового собственника.
Галина Хованская (председатель комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству) предлагала определить минимальный размер доли, например в коммуналках не менее 15 квадратов на человека, а в квартире не менее 10 квадратов от общей площади. Павел Крашенинников (депутат) предлагал запретить дробить доли в квартире, за исключением случая наследования, но ни одно из этих предложений принято не было.