За пять лет спрос на коттеджи сократился на 56%, средняя цена реализации – на 25%
За последние пять лет основные характеристики коттеджей претерпели изменения. К примеру, площадь коттеджей сократилась на 13%, если в 2010г. она составляла 333,5 кв.м., то в 2015 – 290 кв.м., площадь придомового участка сократилась на 8% (с 19,4 до 17,9 соток). При этом специалисты отмечают, что площадь этого формата загородной недвижимости напрямую зависит от престижности направления, по которому они расположены. Коттеджи с наибольшими площадями расположены по Ильинскому шоссе – 621,2 кв.м., Можайскому – 467,8 кв.м., Рублёво-Успенскому – 417,2 кв.м. В тройку направления с минимальными площадями входят Ярославское – 172,1 кв.м., Горьковское – 170 кв.м. и Носовихинкое шоссе – 167 кв.м.
В прямой зависимости от месторасположения домовладения находится и средняя площадь придомового участка. Так, по Новорижскому шоссе - 26,1 сотки, по Рублёво-Успенскому – 25,2 сотки, по Калужскому – 22,8 сотки. Коттеджи с придомовыми участками наименьшей площади расположены на Егорьевском шоссе – 10,5 сотки, Ярославском – 9,4 сотки, Носовихинском – 6,9 сотки.
При этом, специалисты отмечают повышение стоимости предложения – на 14%, с 32,9 до 37,6 млн. рублей. Однако, эти цифры отличаются от средней стоимости продажи, которая за рассматриваемый период уменьшилась на 25% (20,9 против 15,7 млн.рублей).
Также, аналитики отмечают, что за рассматриваемый период сократился покупательский спрос на данный вид загородной недвижимости – на 56%. Так, среднее количество сделок в расчёте на один проект в экспозиции в 2010 году составляло 2,5, сегодня этот показатель – 1,1. При этом, позитивная динамика была отмечена на Волоколамском и Пятницком шоссе.
Динамика спроса на коттеджи в зависимости от направления
При этом, по мнению специалистов, данные аналитики говорят не столько о понижении как такового, спроса на коттеджи, сколько о том, что на рынке очень мало предложений, соответствующих современным требованиям. Это обусловлено тем, что большинство из них было запроектировано в русле докризисных представлений о покупательских предпочтениях, актуальных на тот момент – загородное жильё не рассматривалось в качестве основного, за редким исключением.
По словам специалистов, ещё в 2008-2009 года ситуация принципиально изменилась – в условиях резкого снижения платёжеспособности населения, сократился и спрос на данный формат, не являющийся предметом первой необходимости. В 2010 г. появились покупатели, которым загородная недвижимость понадобилась как альтернатива квартире. Оказалось, что в рамках среднего бюджета подобных предложений очень мало. И в ответ на потребности клиентов, стали появляться таунхаусы, дуплексы, малоэтажные дома, перетянувшие на себя основной спрос. Хотя сегодня по-прежнему достаточно много желающих проживать в отдельностоящих домовладениях в пределах Малого бетонного кольца из числа тех, кто хотел бы уложиться в бюджет от 6 до 10 млн. рублей.
Также, специалисты отмечают, что дефицит адекватных предложений в сегменте коттеджей начал компенсироваться за счет участков без подряда, которые стали приобретать те, для кого важно проживание в отдельном загородном доме. Это подтверждается и ростом за последние пять лет спроса на участки без подряда. По итогам II квартала текущего года на их долю приходится 57% от общего объёма реализованных на рынке объектов. Тогда как доля коттеджей в общем объеме составляет всего 7%. Можно предположить, что в сумме эти две цифры отражают реальный спрос покупателей на собственные загородные дома.
По данным аналитиков Инком-Недвижимость, в рассматриваемом сегменте наибольший покупательский интерес сегодня вызывают уже построенные коттеджи с подключенными и действующими коммуникациями. Наиболее востребованными являются деревянные и блочные дома площадью от 100 до 200 кв. м., с участками от 7 до 11 соток, по цене от 6 до 10 млн. рублей.
Динамика предложений коттеджей по направлениям