Итоги полугодия на «загородке»: продажи участков без подряда растут, коттеджей и таунхаусов падают
Специалисты рынка недвижимости подвели итоги II квартала 2015 г. и отметили основные тенденции, сложившиеся с начала года на загородном рынке жилья.
По мнению аналитиков, ситуация на рынке загородной недвижимости во II квартале 2015-го в целом развивалась в русле тех изменений, которые наблюдались в первые месяцы года. Продолжилась тенденция по сокращению площадей участков и строений, а также стоимости объектов. Так, средняя площадь участка во II квартале текущего года уменьшилась почти на 3% и составила 13,5 сотки, против 13,9 сотки в I-ом. Показательно, что по сравнению со II кварталом прошлого года, когда площадь участков равнялась 14,6 соткам, она сократилась на 8,1%. Еще весомее выглядит сокращение средней площади домовладений: по сравнению с аналогичным периодом 2014-го она уменьшилась на 15,3% – с 171,6 кв. м до 148,8 кв. м. С I кварталом 2015 г. разница минимальна – всего 0,4%.
Средняя стоимость объектов во II квартале нынешнего года составила 7,6 млн рублей, в I квартале – 8,1 млн рублей. По классам картина выглядит следующим образом. Средняя стоимость в экономклассе – 2,3 млн рублей, несколько иной была цифра в I квартале – 2,4 млн рублей. Неизменной осталась стоимость объектов комфорт-класса: также как и в предыдущем квартале, она составила 8,4 млн рублей. Средняя цена предложения в бизнес-классе во II квартале снизилась до 16 млн рублей, против 16,3 млн рублей в I-ом. Пошла вниз и цена в премиум-классе: с отметки в 31,8 млн рублей в I квартале 2015 г. до 30,3 млн рублей во II квартале. Также снизилась средняя стоимость объектов класса de luxe. Так, в настоящее время она составляет 128,1 млн рублей, тогда как в I квартале 2015-го – 133,8 млн рублей.
Очевидно, что меры по сокращению площадей и стоимости объектов, предпринимаемые девелоперами в ответ на вызовы времени, приносят свои плоды. Так, во II квартале текущего года увеличилось количество проданных объектов – до 4484, тогда как в I квартале было реализовано 3347 объектов. При этом наибольшим спросом у покупателей пользовались участки без подряда – 57% от общего объема. С января по март этот формат пользовался чуть меньшим успехом, его доля составляла 54%. Что касается таунхаусов и коттеджей, то спрос на них немного снизился. Во II квартале 2015-го доля таунхаусов среди реализованных объектов равняется 6%, что на 3% меньше, чем в I квартале, доля коттеджей – 7%, это на 2% меньше, чем в предыдущий отчетный период. Неизменным оказался лишь спрос на дуплексы: так же как и в минувший период, их доля составляет 2% от общего объема. Немного увеличился спрос на квартиры в малоэтажных домах – до 28% против 26% в I квартале.
На текущий момент на реализации находятся в общей сложности 845 коттеджных поселков. Как отмечает руководитель Аналитического центра Инком-Недвижимость Дмитрий Таганов, 24 из них де-юре заявлены как новые, появившееся во II квартале нынешнего года, однако де-факто в большинстве своем они оказываются фантомами и служат рекламным трюком для привлечения внимания к компании застройщика и виртуальным способом расширения его базы предложений. Есть все основания полагать, продолжает эксперт, что последующие два-три квартала подтвердят это предположение, когда анонсированные сейчас проекты так и останутся поселками «на бумаге».
Количество объектов в организованных поселках в настоящий момент составляет 70514 единиц, что на 0,8% больше, чем в I квартале 2015-го, и на 2% больше, чем в самом начале года. При этом основную часть предлагаемых объектов формируют участки без подряда – их доля составляет 63% от общего объема, далее следуют квартиры в малоэтажных домах – 17%, коттеджи – 9%, таунхаусы – 8%, дуплексы – 3%.
В динамике предложений сегментарных изменений не произошло: так же как и в первые три месяца текущего года, во II квартале на долю экономкласса пришлось 73% объектов, комфорт-класса – 17%, бизнес-класса – 5%, премиум-класса – 2% и de luxe – 3%.
«Покупательский интерес будет находиться в прямой зависимости от стоимости нефти и курса валют. В случае превышения курса доллара отметки в 60-65 рублей произойдет увеличение числа сделок, причем эта тенденция может оказаться сильнее сезонного фактора. Потребность в валюте для оплаты внешних заимствований аналогичным образом может стимулировать продажи в конце года», – резюмирует Андрей Кройтор, директор Департамента загородной недвижимости компании.