В закон о госкадастре внесены изменения о процессе отчуждения недвижимости, если ее собственник неизвестен
Данный законопроект был разработан Минэкономразвития. Процедура отчуждения будет запущена, если ее собственник неизвестен, несмотря на то, что объект более 5 лет числится в кадастре.
По информации Федеральной налоговой службы (ФНС), в госкадастре отсутствует информация о собственниках почти 39% объектов от общей базы по налогу на имущество физических лиц. За три первых квартала прошлого года, на учет поставлено 24,554 тысяч объектов, владельцы которых неизвестны, говорит представитель Росреестра.
По мнению Андрея Закревского (старший вице-президент Knight Frank), не регистрируют недвижимость в основном физлица, компании обычно в таких случаях более организованы. Если неизвестны владельцы, значит и налоги не с кого брать. Поэтому сроки введения нового налога передвинулись на 2015 год.
Как говорится в пояснительной записке к документу, данные поправки помогут простимулирвать граждан и заставить их зарегистрировать недвижимость. Если до 1 марта 2018 года хозяева бесхозяйных объектов не объявятся, то муниципалитеты вправе запустить процедуру отчуждения и получить соответственно право собственности на такие объекты. Дмитрий Тетушкин (замглавы департамента городского имущества Москвы) одобряет новшество и подчеркивает, что зарегистрировав недвижимость, собственик не сможет уклониться от уплаты налогов. Владислав Мурашов (первый замминистра имущественных отношений Московской области) отмечает, что это довольно жесткие меры, но они помогут повысить налогооблагаемую базу.
При этом, эксперты беспокоятся, что граждане могут пострадать не из-за желания не платить налоги, а из-за неполной государственной базы данных.
Алексей Коневский (партнер «Пепеляев групп») говорит, что право собственности признается вне зависимости от его госрегистрации и наличия этих данных у Росреестра, если жилье куплено или приватизировано до 1998 года, то оно не подлежит перерегистрации. А при разработке закона не предполагалось, что он коснется прав, возникших до 1998 года, так что данный вопрос нуждается в доработке, поскольку он позволяет признать бесхозяйными и следовательно национализировать абсолютно все объекты. При этом, Коневский говорит, что власти пытаются решить свои проблемы, перекладывая их на население, граждане не виноваты в том, что власти решили изменить систему учета и регистрации прав. При этом, юрист предупреждает, что судебное разбирательство по признанию объекта бесхозным ничего не гарантирует, поскольку извещение может не дойти до адресата, и недвижимость будет конфискована заочно.