Закрытый клуб: как создается инфраструктура закрытых бизнес-центров
Одной из тенденций в сфере коммерческой недвижимости сегодня является создание закрытых, клубных деловых центров. Развитая инфраструктура в большинстве таких проектов доступна лишь тем сотрудникам, которые работают на территории объекта.
Потенциальные покупатели помещений свободного назначения в офисных центрах встают перед выбором – либо приобрести объект с открытым доступом, тем самым рассчитывая на стихийный поток клиентов, либо же приобрести помещение в закрытом проекте, в котором стабильный трафик постоянных посетителей будут создавать лишь сотрудники данного бизнес-центра. Кому выгодно селиться именно в закрытых проектах?
Специалисты Praedium и STONE HEDGE рассмотрели содержание закрытой инфраструктуры в таких проектах, как The Yard, «Атмосфера», «Парк Мира», Central Street, Smart Park, Bankside, Central Yard.
В клубных бизнес-центрах можно выделить 2 типа торговых помещений, говорит Анастасия Малова (глава департамента продаж компании STONE HEDGE):
Объекты инфраструктуры, рассчитанные только на сотрудников данного БЦ и посетителей, приходящих целенаправленно в данную компанию (учебные центры, шоу-румы, дизайн-студии и т.д.)
Помещения на первой линии с открытым доступом для всех желающих, в основном торговые галереи.
По мнению специалистов, закрытые объекты ритейла выбирают те, кто предпочитает работать с определенной целевой аудиторией, и которые не заинтересованы в так называемых случайных посетителях. А второй вариант подходит для компаний, ориентированных на привлечение стихийного трафика. По словам Александра Ощурко (зам. гендиректора Praedium), на сегодня московские БЦ выбирают различные варианты организации инфраструктуры, главное, чтобы ее создание было рентабельным. В случае, если арендатор платит процент от оборота, то закрытая инфраструктура для него не выгодна. А если арендная ставка фиксированная, то cсобственнику не так важен характер работы арендатора. Наиболее выгодна закрытая инфраструктура для крупных офисных центров, поскольку они могут обеспечить лояльность других арендаторов. Если помещения в БЦ выставлены на продажу, то собственнику не принципиально, для какой аудитории будет работать покупатель, главное, чтобы сотрудники других арендаторов могли пользоваться его услугами.
При всем этом, создание закрытой инфраструктуры на сегодня стало современной тенденцией. Жители крупных мегаполисов много работают и при этом хотят решать свои бытовые вопросы просто и быстро. По этой причине девелоперы стараются создать офисные кластеры для работы и жизни. А собственники бизнеса, в свою очередь, готовы приобретать/арендовать помещения в закрытых объектах, так как понимают, что что полноценный клиентский трафик им будет обеспечен. При этом, в подробных бизнес-центрах есть помещения на первой линии, ориентированные на компании, нацеленных на стихийный трафик. Поэтому сегодня в грамотно организованном офисном центре с закрытой территорией каждый собственник бизнеса может найти подходящее для себя торговое помещение, которое будет приносить ему выгоду.