Обзор рынка загородной недвижимости Подмосковья
Средняя цена на объекты комфорт-класса на первичном загородном рынке Подмосковья сейчас составляет 10,9 млн руб., увеличившись с 9,6 млн руб. осенью прошлого года. В бизнес-классе данный показатель возрос с 28,7 млн руб. до 32,0 млн руб. В настоящее время девелоперы и покупатели концентрируют свое внимание именно на этих ценовых категориях. За год число проектов с застройкой возросло с 190 до 222, а общее количество коттеджей на рынке увеличилось на 27%, продажи же возросли на 16%.
Анализ за последние 12 месяцев показывает, что эконом-класс остается лидером на загородном первичном рынке: его доля выросла на 1 процентный пункт до 75%, а медианная цена увеличилась на 9%, достигнув 2,5 млн руб. Комфорт-класс предложений занимает 18%, в то время как бизнес-класс — 5%. В элитном сегменте наблюдается стабильность, но медианная цена снизилась на 7% и составила 83,4 млн руб.
Спрос на земельные участки остается высоким, но основной акцент делается на проекты с застройкой, количество которых увеличилось. Коттеджи и участки с подрядом составляют 15,1% предложения, увеличившись на 1,4 процентных пункта.
Если говорить о сегменте застройки, то наиболее активным сегодня можно назвать рынок ценовых категорий комфорт и бизнес – он интересен девелоперам и перспективен, поскольку основной покупательский спрос сосредоточен именно здесь. Элитная загородная недвижимость занимает свою нишу, где время от времени появляются единичные новые проекты, и в принципе этого достаточно для удовлетворения того немногочисленного спроса, который есть. Предложение экономкласса – это прежде всего участки без подряда, так называемая народная загородка, самый широко представленный на рынке товар. УБП всегда были, есть и будут востребованы у массовой аудитории покупателей. Однако основной акцент в развитии загородного рынка сегодня делается не на земельный формат, а на проекты с застройкой, число которых за год выросло со 190 до 222 шт.
Среди форматов загородной недвижимости коттеджи и участки с подрядом на сегодняшний день занимают в экспозиции 15,1% против 13,7% год назад – рост на 1,4 п.п. В абсолютных значениях показатель за это время увеличился на 27%: с 5,8 тыс. шт. до 7,4 тыс. шт. Медианная стоимость стала ниже на 3%: осенью 2023 г. она равнялась 25,7 млн руб., сейчас 24,8 млн руб., а число продаж выросло на 16%.
Бессменное лидерство по объему предложения у УБП – 83,5% в общем составе, год назад 84,4%. Если доля участков за рассматриваемый период уменьшилась на 0,9 п.п., то их число увеличилось на 15%: сегодня на рынок выставлено 40,9 тыс. лотов, осенью 2023 г. их было 35,7 тыс. шт. Средняя цена за год уменьшилась на 6% – с 3,4 млн руб. до 3,2 млн руб., реализованный спрос снизился на 14%.
Блокированная застройка стабильно в аутсайдерах – за год ее представительство в экспозиции сократилось на 0,5 п.п., и сейчас доля составляет 1,4%. Всего 700 объектов этого формата предлагается покупателям в Подмосковье, осенью 2023 г. их было 820 – снижение на 15%. Среднестатистический лот за это время подорожал на 24% – с 27,3 млн руб. до 33,9 млн руб., а продаж стало меньше на 35%.