Больше всего денег россияне тратят на питание, строительство и ремонт
Ремонт и строительство – вторая по величине статья расходов россиян за прошедший год. Такие результаты показал опрос, проведенный специалистами направления «Минеральная изоляция» ТЕХНОНИКОЛЬ среди частных строителей*. Согласно его данным, первое место занимают траты на питание – 28%, на обустройство жилья приходится 14% семейных бюджетов.
Результаты исследования ТЕХНОНИКОЛЬ показали, что почти треть своих денег в течение года участники опроса тратили на питание. На эту статью приходится 28% расходов. Второе место занимает строительство и ремонт – 14%. Чуть меньше требуется на оплату коммунальных услуг и покупку одежды и обуви – 13% и 12% соответственно. Здоровье отнимает 9% финансов, а на путешествия и развлечения уходит по 7%. Еще меньше люди готовы выделять на обучение – всего 4%.
Среди опрошенных частных строителей 92% строят и ремонтируют дома на собственные средства. За кредитами обращается 17%. А 7% берут в долг у друзей, знакомых или родственников. Часть респондентов пользуется одновременно и собственными и заемными средствами.
В категории расходов на строительство и ремонт домов лидируют затраты на теплоизоляцию – 21%. Возведение стен и крыши требует 14% от всех вложений. На внешнюю отделку фасада и внутреннюю отделку обычно уходит по 9% бюджета. Фундамент, звукоизоляция и мелкий ремонт отнимают еще по 8%, инженерные коммуникации – 7%, проектирование – 4%.
При этом 70% людей, устанавливающих теплоизоляцию, хотят добиться тепла во всем доме в холодное время года. 51% ожидает снижения затрат на отопление. Защититься от летного зноя планирует 45% частных строителей, а сэкономить на кондиционировании – 15%. В итоге по завершении работ 90% оказываются удовлетворены результатами и эффективностью теплоизоляции.
«В течение 2023 года мы видели повышение активности на рынке малоэтажного строительства. Это связано как с ростом доходов населения (по данным Росстата, за 1 полугодие он составил 4%), так и с увеличением социальных выплат и зарплат практически во всех отраслях в связи с кадровым дефицитом. Влияние оказал также отложенный с 2022 года спрос, когда многие боялись начинать долгосрочные проекты по строительству. В итоге во втором полугодии 2023 потребление минеральной теплоизоляции выросло на 7%. Это показывает, что у людей сохраняется потребность обновлять и строить новое жилье, создавать комфортные условия в своих домах. Однако пока эти желания сдерживаются инфляцией, которая затрагивает все категории товаров, и люди, как видно из результатов опроса, все-таки большую часть средств тратят на питание», – прокомментировала Елена Кузнецова, директор по маркетингу направления «Минеральная изоляция», ТЕХНОНИКОЛЬ.