81% топ-менеджеров может сменить место работы в 2024 году
Согласно исследованию Kontakt InterSearch Russia, денежный фактор и новые интересные задачи – главные мотиваторы для топ-менеджера в 2024 году. Удержание лучших кадров – самая сильная «боль» руководителя. Операционная эффективность – главная бизнес-задача на будущий год. А удаленка и гибридный формат работы все еще не доступны для 38% управленцев.
49% респондентов-кандидатов уровня руководителей высшего звена отмечают свою открытость к новым предложениям и рассматривают для себя возможность смены места работы в будущем году, еще 32% не отрицают такую возможность. Среди основных причин, по которым топ-менеджеры могут принять решение о смене компании-работодателя: финансовый фактор (51%) и отсутствие дальнейшего роста, интересных задач (42%). При этом 62% респондентов-работодателей планируют индексировать оклады в будущем году (на 22% больше, чем в 2023 году), а доход выше рынка топ-менеджерам готовы предложить 40% компаний (в 2023 году – 30%). Что интересно, перегретость рынка по уровню зарплат и ожиданий отмечает 76% респондентов.
26% компаний за последний год изменили долгосрочную стратегию, 16% – краткосрочную, 24% утверждают, что не меняли стратегию вообще, а 32% говорят о том, что стратегия приобрела формат «сценарного планирования».
Главные бизнес-задачи на 2024 год: операционная эффективность (86%), цифровая трансформация и роботизация (43%), расширение географии присутствия (34%), удержание клиентов (32%). Фокус внимания в управлении HR будет сосредоточен на удержании лучших кадров и повышении мотивации сотрудников (42%).
Среди самых сильных «болей» руководителя первое место занимает удержание и мотивирование лучших кадров (60%), на втором месте – несамостоятельные сотрудники (40%), на третьем – ориентация команды на процессы, а не на результаты (38%), далее идет отсутствие поддержки / коммуникации со стороны более высокого руководства (32%), трудности с преемниками беспокоят только у 26% респондентов.
По мнению работодателей деньги (74%) и новые вызовы, интересные задачи (64%) – главные мотиваторы для топ-менеджеров. В исследовании, кроме компаний-работодателей, также приняли участие сотрудники и кандидаты уровня руководителей высшего звена. По их мнению, новые вызовы, интересные задачи (71%) и денежный фактор (69%) также лидируют в качестве основных мотивирующих факторов для топ-менеджеров.
Вопрос удаленного или гибридного формата работы громко звучал весь 2023 год. Одни компании в срочном порядке выводили своих сотрудников в офисы, другие, наоборот, говорили о необходимости вводить подобные форматы работы для повышения продуктивности и позиционировали это уже даже не как бонус, а как «гигиенический фактор» при выборе компании-работодателя. Исследование Kontakt InterSearch Russia показало, что 38% компаний не могут предложить удаленный или гибридный формат работы топ-менеджменту, 34% сделают это только в крайнем случае, а 28% считают, что такая опция должна быть обязательно. Для 25% респондентов-кандидатов наличие в компании гибридного формата работы – критично важно, для 44% - важно, но это не настолько, чтобы отказаться от оффера, а для 31% этот вопрос вообще не принципиален.
Проблему дефицита кадров отмечают 74% респондентов, из них только 8% говорят только про количественный дефицит, 45% замечают «качественный» дефицит среди управленцев и 47% сталкивались и с «качественным», и с количественным дефицитом. О наличии в компании кадрового резерва или программы профессионального развития говорит 41% управленцев, из них 40% в нем состоит.
Идеальным работодателем для 45% респондентов (как и в прошлом году 62%) является крупный частный бизнес. Идеальный руководитель для том-менеджера – это тот, кто предоставляет свободу действий, не контролирует каждый шаг и оценивает результат, а не процесс (81%).
Роль HRD сегодня классифицируют как поддерживающую функцию 61% респондентов. Лишь 16% считают директора по персоналу полноценным бизнес-партнером. Интересна позиция 13% респондентов: для них HRD периодически играет роль психотерапевта, отвечая за счастье и благополучие сотрудников. Что касается трансформации роли HRD в ближайшие несколько лет, то 53% респондентов полагает, что произойдет еще больший уклон в сторону бизнеса, плюс ориентация на производственную эффективность. 45% считают, что будет возможно совмещение ролей: бизнес-партнера и директора «по счастью». 11% верят, что директор по персоналу станет полноценным директором «по счастью».
Марина Тарнопольская, партнер Kontakt InterSearch Russia:
«Конкуренция растет, компаниям жизненно необходимо выживать и эффективно выстраивать бизнес-процессы. Отсюда ключевой задачей, которая стоит перед бизнесом на 2024 год, является операционная эффективность. Под этим мы понимаем и перестройку бизнеса, изменения логистических процессов и организационных структур, трансформацию организационного проектирования. Не все компании могут себе позволить масштабирование и выход на новые рынки, при этом наращивать прибыль необходимо, и, в связи с этим перед многими топ-менеджерами стоит задача скрупулёзного поиска точек роста в уже выстроенных процессах и работа по их улучшению. Поэтому среди самых востребованных позиций будущего года будут генеральные директора, операционные директора и директора по операционной эффективности, дефицит которых мы уже наблюдаем. Работа с операционной эффективностью требует оффлайн погружения, но, как мы видим, не все готовы к такому формату работы.
Ключевая боль руководителей и основной фокус внимания в управлении HR в 2024 году – это мотивация и удержание лучших кадров, повышение мотивации сотрудников, работа с «счастьем сотрудника». При этом 61 % респондентов отвечает, что роль HRD – это поддерживающая функция, решающая административно-кадровые задачи. Значительно ниже процент тех, кто говорит про «счастье сотрудника», лояльность и вовлеченность, работу с корпоративной культурой. Тут вырисовывается немного ужасающий тренд: респонденты-управленцы продолжают видеть в HRD техническую и организационную роль, и все еще не видят полноценного бизнес-партнера. Нам приходится сталкиваться с заблуждением, что HRD – это многостаночник, который может выстроить операционную эффективность, наладить кадровое производство, обеспечить сокращение затрат и при этом работать с корпоративной культурой, отвечать за счастье сотрудника, обучение и развитие, карьерный рост и работу с нематериальной мотивацией. Нужно понимать, что люди, которые могут наладить эти процессы, – это люди с разным набором компетенций, а не комбо 2 в 1. По итогу мы получаем нерешённые проблемы и нереализованный пул задач, либо упущенное качество и в том, и в другом блоке. В международной практике эти две функции разведены. Плюс, когда мы видим, что только 16% респондентов видят в HRD полноценного бизнес-партнера, это говорит о том, что нам предстоит еще долгое развитие, и трудно будет решить задачи с операционной эффективностью только при поддерживающей функции HRD.
Сильно меняется и представление об идеальном руководителе. Сегодня это тот, кто предоставляет свободу действий, не контролирует каждый шаг и оценивает результат, а не процесс. Руководители из «красной зоны», не умеющие делегировать и решающие вопросы на повышенных тонах, уходят в прошлое, а подобный стиль управления уже давно не соответствует требованиям рынка».
Опрос проводился в декабре 2023 года. В нем приняли участие 498 респондентов: генеральные директора и директора по персоналу российских компаний и 1011 респондента: кандидаты (10% CEO, 52% СЕО-1, 29% СЕО-2, 9% СЕО-3).