Восточные связи: лифты, бетоны и «зеленая» повестка
Опыт взаимодействия с предприятиями КНР и возможности расширения такого взаимодействия обсудили на минувшей неделе участники круглого стола «Промышленность строительных материалов. Тенденции и перспективы сотрудничества с китайскими партнерами», который прошел в Казани в рамках Международного форума «РОСТКИ: Россия и Китай – взаимовыгодное сотрудничество».
Организаторами мероприятия выступили Ассоциация «Промышленный кластер Республики Татарстан» и Ассоциация производителей строительных материалов, оборудования и сырья Евразийского экономического союза (ПСМ ЕАЭС). Основной задачей встречи стала оценка текущего уровня развития промышленности строительных материалов в России и Китае, определение точек возможного сотрудничества в части технологий и поставок оборудования для производства, а также закрепление и расширение партнерства в сфере промышленности строительных материалов.
Ниши для инвестиций
В частности, начальник отдела строительных технологий Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан (РТ) Оксана Модина подчеркнула, что основные строительные материалы в республике выпускаются на местном или российском сырье, то есть не нуждаются в импортозамещении. Однако по некоторым позициям (запчасти, комплектующие) предприятия имеют потребность в замене, так как укомплектованы импортным оборудованием. На ближайшие годы такое оборудование имеет запас прочности, но в случае острой необходимости, есть возможность покупки недостающих компонентов на территории России или КНР.
Кроме того, в Татарстан до недавнего времени импортировались облицовочные, отделочные, лакокрасочные материалы, ПВХ-профили для оконной и дверной продукции, сырьевые компоненты (краски, пигменты, красители). Многие из этих материалов сегодня либо производятся в России, или могут быть закуплены на территории дружественных стран.
«В республику также завозится цемент, не производится керамическая плитка и санфаянс, так как у нас на территории отсутствуют светложгущиеся и тугоплавкие глины требуемого минерального состава. А из-за отсутствия месторождений железной руды нет готового проката. Эти направления являются свободной нишей для инвестиционных проектов, - заявила чиновник, приглашая к сотрудничеству китайских партнеров.
Китай поможет с лифтами
Гендиректор ООО «Татлифт» Гульшат Загидуллина отметила, что в связи с уходом с лифтового рынка крупных западных производителей, для отечественных компаний открылись новые ниши, однако и ответственность за развитие отечественного производства подъемно-транспортных механизмов легли на плечи российских предприятий.
По ее словам, потребность в лифтах в стране растет. Стратегия развития строительной отрасли до 2030 года предполагает значительное увеличение строительства МКД, большое количество новых лифтов требует и программа их замены. Только в ее рамках к 2024 году потребность составит 100 тыс. единиц. Между тем, в стране ежегодно выпускается лишь 44 тыс. лифтов. Кроме того, на данный момент импортные комплектующие в составе отечественных подъемных механизмов составляют около 30%. Также есть вопросы по производству скоростных лифтов и их компонентов – чипов, микроэлектроники, безредукторных лебёдок, частотных преобразователей. При этом в Китае ежегодно выпускается 700 тыс. единиц лифтов, и сотрудничество с партнерами из КНР выглядит, как выход из создавшегося положения.
«Одним из самых приоритетных направлений для нашей компании является выстраивание деловых отношений с КНР в замещении недостающих лифтовых компонентов, внедрение новых технологий, роботизация производства, поиск инновационных решений, а также внедрение мониторинга жизненного цикла лифта, – подчеркнула Гульшат Загидуллина. – В мае «Татлифт» заключил соглашения и арендовал производственные площади в КНР. Теперь у отечественного заказчика будет возможность приобрести любой вид подъемно-транспортного механизма».
Бетоны разработаем вместе
Между Россией и КНР развивается и научное сотрудничество. В частности, доцент кафедры «Инженерная геология, основания и фундаменты» ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» Сергей Стельмах рассказал о наиболее совместных интересных разработках в сфере бетоноведения.
Например, планируется международный проект с Шаньдунским технологическим университетом в части разработок биобетонов, имеющих способность самовосстанавливаться. В их состав вводятся полезные бактерии, которые в течение жизненного цикла вырабатывают кальцит, обеспечивающий смеси необходимые свойства. Большое количество исследований в китайских и российских университетах и научных лабораториях проводится для разработки геополимерных бетонов, где вместо клинкерных применяются шлакощелочные вяжущие. Такие бетоны позволяют снизить углеродный след при их производстве.
Также эксперт рассказал о исследованиях в области нанобетонов, которые являются композитами, основанными на принципиально новом подходе к их разработке. Наномодифицированные добавки являются способом повысить качество структуры на принципиально новом уровне, получить новые результаты в качестве структурообразования и повысить безопасность и надежность стройматериалов. «Такие добавки, как наноалмазы, наносферы, нанофибрилы являются предметом изучения в России и среди китайских ученых, о чем у нас идет научный диалог», - подчеркнул ученый.
Очень интересный вопрос – разработка строительных материалов на основе отходов. В частности в нефтегазовой отрасли при производстве нефтепродуктов скапливается большое количество технической серы. Ряд исследований в России и КНР подтвердили, что она может стать альтернативой цементам и клинкерным вяжущим минерального происхождения. По мнению Сергея Стельмаха, серобетоны – это качественный материал без цемента, хотя и с ограничениями по эксплуатации в части термической устойчивости.
Наконец, правительством выделен грант в 16 млн руб. на исследования вариотропных бетонов, которые являются «ключом к повышению энергоэффективности зданий». «Вопрос экономии энергии для России и КНР является приоритетным. Такие бетоны (как тяжелые, так и ячеистые) с перепадом плотности и прочности материала по сечению стеновых конструкций, что обеспечивает его энергоэффективность, являются перспективными и интересными», - уверен эксперт.
Интерес к китайским разработкам со стороны научного сообщества подтвердила и представитель ФГАОУ ВО СПбПУ (Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого) Анна Миронова. Она подчеркнула, что бетон – это продукт, который может быть невероятно экономически эффективным. У технологий его разработки нет границ, и Китай является в этом вопросе безусловным лидером.
«Мы видим объемы производства и потребления, как минеральных вяжущих, так и бетона, количество уникальных зданий и сооружений, которые возводятся в Китае и интересные решения, которые они используют, - заявила она. – Мы видим огромные объемы общегражданского строительства, когда во главе угла ставятся не технические решения, а экономическая эффективность, которая завязана на темпы возведения конструкций. И все это в Китае делается под вуалью экологической эффективности».
Кстати, об экологии
Действительно, китайские производители уделяют огромное внимание вопросам охраны окружающей среды, энергоэффективности и «зеленых» технологий. Заместитель генерального директора China Aviation Guizhou Elevator Co., Ltd Сю Сяоян, рассказывая о своем производстве, отметил, что «зеленые» технологии внедрены в Китае в производстве лифтов. Например, если раньше в производстве использовалась кислота, то сейчас технологии позволяют избежать загрязнения окружающей среды. Кроме того, компания разработала новые двигатели, увеличив их мощность на 30%. Наконец, китайцы используют энергосберегающие и энергопроизводящие технологии.
«Работая, лифт использует большое количество энергии. Раньше при торможении вырабатывалось тепло, которое просто тратилось, – рассказал китайский лифтостроитель. – Сейчас мы достигаем энергосбережения, используя данную энергию. Это позволяет нам продлить сроки службы лифтов».
По словам г-на Сю также на предприятии разрабатывается новое ПО, позволяющее контролировать работу лифтов. В частности, программа анализирует, на каких этажах в офисном здании находится больше людей (например, в обеденное время), и лифты автоматически направляются на эти этажи.
«В Китае введены жесткие требования по развитию «зеленых» технологий. Наш лидер Си Цзиньпин поставил задачу к 2023 году добиться в производстве продукции углеродной нейтральности», – заявил Сю Сяоян.
Президент ABGREEN, к.т.н., доцент, руководитель НОЦ «Зелёные стандарты» НИУ МГСУ Андрей Бенуж подтвердил, что КНР является мировым лидеров в вопросах «зеленой» повестки. По его словам, только за прошлый год в Китае рынок «зеленых» стройматериалов достиг капитализации в $164 млрд. При этом весь товарооборот между Россией и КНР составляет около $200 млрд.
«Объем «зеленого» производства в Китае колоссальный. Кроме того, с 2020 года выпуск и капитализация «зеленых» облигаций в КНР выросли в два раза, - подчеркнул эксперт. - Там весь жизненный цикл производства и использования стройматериалов обеспечен сертификатами – их более 20 тыс.».
По его словам, данный рынок начал создаваться в КНР лишь с этого года на основе национальных стандартов. В феврале был создан первый в стране технический комитет (ТК) по «зеленой» торговле. На МЭФ вице-президент китайской академии строительства обозначил, что в этом году 10 млн кв. м жилья уже строится по «зеленым» стандартам, а с 2025 года все государственные объекты социального характера будут обязательно соответствовать «зеленым» показателям.
Между тем Россия пока отстает в выпуске «зеленых» материалов, хотя подвижки в этом вопросе есть. В 2016 году был создан отечественный ТК по «зеленым» стандартам, А в 2021 году Минэкономразвития РФ принял ряд первых документов – ГОСТ на озеленяемые эксплуатируемые крыши и на посадочные материалы. Кроме того, начала формироваться так называемая «зеленая» таксономия – критерии проектов устойчивого развития, которые должны быть обеспечены «зеленой» экономикой. В 2022 году Минстроем России подготовлена дорожная карта разработки «зеленых» стандартов в сфере строительства, где первым пунктом стала разработка ГОСТа на жилые МКД. Стандарт действует с ноября 2022 года.
«Ключевым достижением стала программа развития стандартов до 2030 года, утвержденная Росстандартом. Сейчас мы работаем над ГОСТом для зеленого ИЖС, – резюмировал Андрей Бенуж. – Призываем представителей КРН к совместной разработке межгосударственного стандарта на жилые МКД, чтобы данный документ составил конкуренцию международным «зеленым» стандартам».
В ходе мероприятия участники также уделили большое внимание вопросу разработки технического регламента ЕАЭС «О безопасности строительных материалов и изделий» и обсудили основные меры государственной поддержки производителей строительных материалов.