Госконтракты и стимулирование спроса помогут пережить кризис
Застройщики Московского региона уходят в сегмент эконом-класса и сражаются за государственные контракты. Таковы ведущие антикризисные стратегии, используемые застройщиками Московского региона в сложившихся экономических условиях.
Значительное число строительных компаний занялось оптимизацией затрат и сокращением персонала. Подобная стратегия объясняется тем, что в 2015 г. вероятно значительное уменьшение ввода новых объектов.
Распространение получают и такие антикризисные стратегии, как борьба за государственные контракты (построенные объекты по ценам ниже рыночных продаются муниципалитету) и переориентация на жильё эконом-класса. Так, в площадках в районе МКАД сегодня заинтересованы даже девелоперы, которые прежде предпочитали работать только в центральных столичных районах. Компании-застройщики при этом ориентируются на повышенный спрос на квартиры с небольшой жилплощадью – 30-35 кв. м. – и квартиры-студии.
Также для борьбы за покупателя применяются маркетинговые инструменты. Среди них находится, конечно, активная рекламная деятельность. На рынке сформировано две линии поведения: часть застройщиков сокращает рекламные бюджеты в целях снижения затрат, а другая, напротив, увеличивает бюджеты в среднем на 10-15%, рассчитывая таким образом переманить к себе большую часть покупателей.
Ещё одна антикризисная стратегия – стимулирование потребительского спроса. Так, создаются ипотечные программы, совместные с банками-партнёрами, когда застройщик даёт существенную первоначальную скидку (до 500 тыс. руб.) при приобретении квартиры в кредит. Это даёт возможность уменьшить размер переплаты по ипотечному займу.
Ряд банков выдаёт клиентам своих партнёров ипотечные кредиты по льготным ставкам. Так, например, Московский кредитный банк даёт покупателям квартир в объектах компании «Домус финанс» ипотечные кредиты по ставке 13,75% годовых при условии первоначального взноса в размере минимум 20% стоимости квартиры.
Спрос покупателей также стимулируется путём предоставления клиентам разнообразных бонусов, среди которых может быть отделка квартир от застройщика. Популярны также партнёрские программы, проводимые совместно с продавцами отделочных материалов, сантехники и мебели. Так, клиенты «Домус финанс» в ближайшее время смогут познакомиться с программой «Домус-уют». В рамках данной программы покупатели квартир обретут возможность получить товары и услуги от компаний-партнёров со скидкой.
Значимость рассрочек серьёзно возросла, что связано с низкой доступностью кредитных ресурсов. Для стимуляции продаж застройщики увеличивают сроки действия программ рассрочки. Если прежде рассрочка составляла не более нескольких месяцев (в большинстве случаев), то теперь этот срок возрос до 1-1,5 лет.
Анна Чижова, генеральный директор компании «Домус финанс», считает, что наиболее эффективным методом является использование полного комплекса антикризисных решений. Застройщик в этом случае диверсифицирует свои риски и добивается большей финансовой устойчивости.