«Инновации в девелопменте»: почему застройщик должен задумываться о долгосрочной стратегии
23 ноября в ИЦ «Креатово» состоялась дискуссия «Инновации в девелопменте: курс на экологичность и энергоэффективность». В мероприятии принял участие Сергей Лобжанидзе, руководитель Департамента консалтинга и аналитики компании Бест Новострой.
Участниками дискуссии выступили инженерные, строительные и девелоперские компании, а также общественные организации, вузы и государственные структуры, заинтересованные в развитии экодевелопмента. Организаторы мероприятия: инновационный центр «Креатово» и общественная организация «Деловая Россия».
Инновационный девелопмент тесно связан не только с новейшими технологиями строительства, но и с искусством управления территориями комплексной застройки. Поэтому Сергей Лобжанидзе в своем докладе акцентировал внимание на теме развития территорий жилых комплексов:
– сегодня в Московском регионе строится не менее 14 млн кв. метров жилья в проектах КОТ (комплексного освоения территорий), то есть каждый из этих многоквартирных проектов имеет объем свыше 200 тыс. кв. метров и рассчитан на проживание от 5 тыс. до 50 тыс. человек. Это предполагает наличие долгосрочной стратегии развития таких проектов, рассчитанной на срок 10-15 лет и более.
– безусловно, строиться будет не только жилье. Создание особой среды комфортного проживания становится одной из основных задач девелопера. Один из первых успешных примеров комплексного развития – ЖК «Марфино» и «Нахимово».
– продумывать концепцию развития застройщики стараются на самых ранних этапах. Задача консультанта при этом – выстроить концепцию так, чтобы, например, к началу строительства третьей очереди изменения, если их потребуется внести, не сказались существенным образом на экономике проекта. Потребности целевой аудитории сегодня меняются достаточно быстро, поэтому концепция должна быть гибкой: это может касаться и квартирографии, и соотношения типов жилья, развития транспорта, подведения коммуникаций, и многого другого.
– эмоциональная составляющая в проектах жилой комплексной застройки выходит сегодня на первый план для покупателей квартир после таких факторов, как местоположение и бюджет покупки. В Жилом квартале бизнес-класса «9-18» будущим жителям предлагались квартиры со средней площадью 54 кв. метра. При этом средняя цена 1 кв. метра в проекте была выше, чем в соседних новостройках с аналогичной степенью готовности. Застройщик не экономил на фасаде, архитектуре, предусмотрел потребность в перепланировках, объединениях квартир в блоки, а кроме того, была продумана среда внутри квартала, двор без машин, подземная парковка, дороги, соединяющие все корпуса микрорайона под землей, а также центр развития для детей.
– рынок неизбежно придет к необходимости комплексного развития среды во всех проектах. Признаки этого мы уже видим сейчас: почти каждая новостройка старается подчеркнуть собственную индивидуальность. Работа над созданием внутренней комфортной среды проживания
– это хорошее конкурентное преимущество. Причем в каждом проекте две составляющих: эмоциональная (визуальный образ квартала, который устанавливает высокий уровень потребительских ожиданий) и рациональная (объясняющая, что технически будет сделано, каким образом, почему это лучше, чем в других жилых кварталах).
«Комплексный подход к созданию и развитию продуманной, комфортной среды проживания в жилых комплексах позволяет, прежде всего, удовлетворять растущие потребности покупателей жилья, но кроме того, это все работает и на сам проект, позволяя повысить эффективность проекта», – резюмировал С.В. Лобжанидзе.