В подмосковных новостройках с начала года было продано свыше 1 тыс. коммерческих помещений
Областной рынок коммерческих площадей, которые реализуются в составе жилых комплексов, по большей части сумел адаптироваться к неблагоприятной экономической ситуации. Основания для такого вывода дает статистика за третий квартал текущего года. Эксперты констатируют, что по итогам девяти месяцев застройщиками было распродано более 1 тыс. объектов коммерческого назначения общей площадью 91,0 тыс. кв. м. Это немного, но все-таки лучше показателей, достигнутых за аналогичный период прошлого года.
Подмосковье здесь находится в лучшем положении относительно столицы благодаря большей однородности экспозиции: 95% местного предложения представлено масс-маркетом, который меньше пострадал в кризис и получил дополнительную опору в виде льготной ипотеки. Вслед за покупателями жилья в новостройки комфорт-класса тянутся и предприниматели – высокий спрос дает бизнесу гарантии, что ему не грозит недостаток аудитории.
Второй квартал 2022 г. выдался тяжелым практически для всех, и подмосковная стройиндустрия в этом плане не исключение. Если брать количество реализованных коммерческих лотов, то относительно прошлогодних показателей апрельская статистика ухудшилась на треть, майская – на четверть, июньская – почти что вдвое. В пересчете на метраж индикаторы снизились соответственно на 23,7%, 41,2% и 47,0%. За весь май девелоперам удалось реализовать в новостройках только 5,46 тыс. кв. м коммерческих площадей. Это едва ли половина от результатов января-февраля и ощутимо меньше, чем в любой из первых девяти месяцев 2021 г. В июне планка опустилась еще ниже – до 4,87 тыс. кв. м.
Но уже в середине лета началось восстановление рынка, причем очень интенсивное. В июле из фондов подмосковных новостроек выбыло 11,72 тыс. кв. м коммерческих площадей (плюс 4,8% к результатам июля 2021 г.). Правда, следует сделать оговорку, что столь высоким значениям индустрия обязана сделкам с тремя крупногабаритными лотами в домодедовском ЖК «Космос» (медицинский центр и два продовольственных магазина). В сумме они занимают 2,13 тыс. кв. м. В августе рост продолжился. Девелоперы взяли отметку в 13 тыс. кв. м реализованных коммерческих площадей, что очень близко к пиковым мартовским значениям (13,80 тыс. кв. м). Также стоит отметить, что в течение января-сентября прошлого года месячный объем спроса ни разу не достигал показателя в 13 тыс. кв. м. К осени активность инвесторов несколько остыла. Объем сделок в сентябре исчисляется 127 реализованными лотами общей площадью 11,36 тыс. кв. м, что на 14,5% слабее показателя годичной давности.
В целом за третий квартал девелоперы распродали столько же коммерческих площадей, сколько и за первый и вдвое больше, чем за второй. Всего по итогам девяти месяцев они смогли найти покупателей более чем для 1 тыс. помещений, повторив достижение предыдущего сезона. Их совокупный метраж на 1,6% больше, чем у прошлогоднего сета реализованных объектов.