Доля западных консультантов в РФ стала минимальной за последние 20 лет
Вместе с тем локальные компании уже отмечают рост спроса на свои услуги на 10−20%, отмечают в Quattor Advisory.
В 2022 году доля зарубежных консультантов в РФ сократилась до рекордно низкого уровня и стала минимальной за последние 20 лет.
Вместе с тем эксперты Quattor Advisory констатируют, что локальные консультанты, активно работающие на рынке и до начала событий 24 февраля, уже отмечают рост спроса на свои услуги на 10−20%.
Аналитики полагают, что тренд сохранится в кратко- и среднесрочной перспективе из-за необходимости адаптации бизнеса под «новые реалии», а также ввиду ожидаемого повышения интереса к российской экономике со стороны инвесторов из Азии и арабских стран. Такой интерес может быть обусловлен выходом европейских инвесторов из России (освобождением отдельных сегментов рынка) и одновременной неготовностью/невозможностью приобретения всех активов российскими предпринимателями и государством.
В марте все компании «Большой четверки» (Deloitte, PwC, KPMG и EY) объявили об отделении российских подразделений от международной сети и начале их самостоятельной работы. Материнские компании на какое-то время предоставили местным фирмам право использовать свой бренд в обмен на соблюдение ими стандартов головного офиса. Однако уже почти все они прошли ребрендинг и были представлены рынку под новыми названиями.
«Уход международных консалтинговых компаний с российского рынка неминуемо приведет к переформатированию рынка. Мы будем наблюдать значительное сокращение спроса на консалтинг со стороны иностранных компаний, которые исторически обслуживались компаниями «Большой четверки». Российский же бизнес, который теперь будет являться основным потребителем консалтинговых услуг, скорее предпочтет более практичный и “точечный” консалтинг в более доступной ценовой категории, в которой будут появляться новые российские фирмы, в том числе, созданные выходцами из ушедшей “Большой четверки”», — отметил управляющий партнер Quattor Advisory Гайк Мартиросян.
В таких условиях компании экс-Big4 и иные наследники международных консалтинговых фирм, вероятно, будут вынуждены адаптировать свою операционную модель под новые реалии. Так, например, согласно данным из открытых источников, бывшие представительства международных аудиторских и консалтинговых компаний планируют сокращать расходы, в том числе, и на аренду премиальных офисных площадей в Москве.
С другой стороны, из-за децентрализации рынка и появления небольших фирм у клиентов появится разнообразие выбора и вариативность подхода к консалтинговым услугам. В новых реалиях российского рынка преимущество консультанта будет определяться не только силой его бренда, а экспертизой, клиентоориентированностью, оперативностью и ценой, а также практически применимыми решениями в условиях быстро меняющейся ситуации на рынке.
По данным RAEX, выручка 180 аудиторско-консалтинговых российских компаний в 2021 году составила 96,2 млрд рублей, а годовой прирост составил 12%. Из них с положительным результатом по выручке год завершили почти 75% компаний. Наиболее стремительно росли доходы в области стратегического планирования и маркетинга, которые составили почти 30% от общего объема. При этом на долю ИТ-консалтинга пришлось 22,6 млрд рублей или 37% выручки участников рейтинга (+3% за год).
Указанная статистика, несомненно, свидетельствует о существенных масштабах российского рынка, который становится более доступным как для существующих российских консультантов, так и для новых игроков.