Что общего у Tesla и Radius Group?
ESG – это глобальная философия устойчивого развития, принципы которой поддерживают и внедряют компании по всему миру. Бизнес любого уровня и масштаба, финансовые организации, правительственные структуры хотят решить проблему климатического изменения и социального неравенства не жалея средств, совершенствуя технологии, решения, продукты и собственную культуру. Нет ничего странного в том, что компании-приверженцы ESG с разных континентов и из разных сфер могут быть похожи. Захар Вальков, Исполнительный директор Radius Group рассказал, что объединяет Radius Group и Tesla.
ESG – мировой тренд прошлого года. Согласно последним данным Refinitiv Lipper (американская компания, предоставляющая финансовые услуги), по состоянию на 30 ноября 2021 в фонды, ориентированные на ESG, по всему миру было вложено рекордное количество средств — 649 млрд долларов, для сравнения, в 2020 году этот показатель был на уровне 542 млрд долларов, а в 2019 - 285 млрд долларов. ESG-ориентированные фонды в настоящее время составляют 10% мировых фондовых активов. На начало 2022 года Россия занимала в этом сегменте заметное место: по данным Bloomberg из 4800 фондов ESG с совокупным активом в 2,3 трлн долларов порядка 300 были напрямую связаны с Россией. Сумма активов составляла 8,3 млрд долларов. Сейчас объем иностранных инвестиций по понятным причинам сократится, однако интерес к теме устойчивого развития никуда не денется. С 2022 года в России ESG будет получать локальную поддержку, основными драйверами развития станет общество и бизнес. Например, локомотивом ESG-философии в складском сегменте долгие годы остается Radius Group, это способствует популяризации темы в отрасли, формирует спрос на «зеленые склады», позволяет совершенствовать нормативную и технологическую базы. Кстати, оставаться трендсеттером сегмента несмотря ни на что - это первая черта, объединяющая Tesla и Radius.
«Мы начали строить зеленые склады и проходить сертификацию более 10 лет назад, когда в России тема экологии практически не поднималась, да и в целом рынку было достаточно получать современные качественные объекты в срок, - рассказывает Захар Вальков. – В своей практике Radius начал использовать эко-технологии, решения по снижению энерго- и водопотребления, повышению энергоэффективности и снижению углеродного следа. В первую очередь это оценили европейские бренды, постепенно запрос на такие объекты появился и у российских компаний. Сейчас «зеленые» решения стали частью стандартной комплектации нашего продукта, и мы продолжим их использовать дальше. Глобально ESG – задачи в нашей отрасли остались неизменными».
Вопросы экологии и климата в России звучат актуально даже в текущей ситуации и ответственность за будущее лежит на всех игроках строительной отрасли. Порядка 40% выбросов СО2 в России приходится именно на ЖКХ и строительство и уменьшить этот показатель можно за счет внедрения «зеленого» стандарта и повышения энергоэффективности отрасли.
По поводу «зеленого стандарта» хотелось бы сказать отдельно. В марте текущего года практически все крупные международные ESG-регуляторы прекратили работу в России. Отечественные компании остались без внимания и наставничества западных игроков, которые долгое время были стандартом и возможностью получения более дешевого финансирования, и главным драйвером формирования философии ответственного развития бизнеса. Например, по данным The Wall Street Journal агентство S&P Global в марте распустило российский офис. Так что мы лишились возможности попасть в рейтинг S&P 500 ESG (индекс рейтингового агентства S&P Dow Jones Indices, который используется для оценки корпоративной эффективности в сфере экологии, а также по социальным и управленческим вопросам). И это второй момент, который объединяет Radius и Tesla. Производитель электромобилей тоже за периметром рейтинга S&P 500 ESG, он был исключен по ряду причин, например, из-за отсутствия стратегии снижения выбросов (официально озвучено представителем регулятора). В обоих случаях есть еще один схожий момент – каждый продолжит путь к своей цели сохраняя верность принципам ESG, потому что это неотъемлемая часть продукта, а не просто имидж.
Еще один довольно примечательный факт, общий для Tesla и Radius - это сомнение по поводу европейских ESG-регуляторов. Илон Маск раскритиковал западный свод правил и подходов ESG, выразив мнение о том, что методология оценки ESG «в корне неверная», такие отчеты «не измеряют масштабы положительного воздействия на мир». В нашем случае речь идет о понимании необходимости создания в текущих условиях национального государственного стандарта. Правила и методики, создававшихся за рубежом, не всегда эффективны в России и отвечают национальным интересам, поэтому важно иметь собственный стандарт, синхронизированный с иностранными. Кстати, сейчас, когда весь российский бизнес начал глобальную переориентацию на Восточные рынки, очень важно сохранить высокий уровень норм устойчивого развития. Восточные партнеры имеют собственные ESG-стандарты, предъявляемые к компаниям-импортерам, которые не уступают западным.
В заключении важно сказать, что российские компании следуют принципам ESG не только потому что есть внешние обязательства или возможность получения дешевых «зеленых» инвестиций, а потому что ориентированы на формирование комфортной среды, сохранения природы, улучшения качества жизни людей.