РСТЦ совместно с Минпромторгом готовы поддержать российских производителей в развитии бизнеса
Российский совет торговых центров организовал встречу представителей российского и зарубежного ритейла с руководителями управляющих компаний и девелоперами торговых центров, которую посетило более ста участников рынка.
В ходе совещания собственники ТЦ и арендаторы обсудили положение российских и зарубежных розничных сетей, прояснили возможности отечественных марок и наметили пути решения сложившихся проблем.Позиция профильного министерства состоит в том, что в текущее время имеется хороший потенциал для проведения изменений в регуляторной и налоговой сферах. Арендодателям следует занять более прагматичную позицию в плане условий дальнейшей работы с зарубежными арендаторами, которые приостановили свою деятельность. В то же время сейчас важно продвигать именно отечественных производителей и дизайнеров. Их необходимо всесторонне поддерживать, в том числе на законодательном уровне, в рамках программ поддержки импортозамещения. Кроме того, в ближайшее время будет рассмотрен вопрос о разрешении параллельного импорта и внесении изменений в соответствующие законодательные акты.
Обстоятельно описал обстановку в отечественных компаниях Игорь Мальтинский, директор департамента развития Melon Fashion Group. Российские бренды одежды активно ведут переговоры с собственниками ТЦ. Одним из основных вызовов для них является неконтролируемый рост себестоимости продукции из-за многократного роста затрат на закупку, логистику и множества других сопутствующих факторов. Ключевым вопросом является необходимость договориться с арендодателями о специальном подходе к определению арендной платы в ближайшие три месяца (март, апрель, май), при этом часть арендаторов уже заявляет о возможности оплаты в диапазоне 15-50% от полной стоимости аренды в апреле текущего года. Им также необходима поддержка в освоении новых площадок, новых производственных рынков, в закупках новых материалов. В моменте быстро и качественно заменить товары зарубежных брендов и их объемы силами отечественных компаний довольно проблематично из-за отсутствия производственной базы и нужного количества квалифицированных специалистов. Хорошим решением могли бы стать грантовые программы, которые в том числе позволили бы отечественным брендам предлагать локальные конкурентные решения. В любом случае важно объединить усилия, чтобы сохранить устойчивую и бесперебойную работу отечественных компаний и предоставить покупателям работающие магазины, качественно наполненные товаром.
Многие из выступающих отмечали отсутствие мер реальной поддержки российских брендов, сложность создания адекватной производственной базы, а также технологические проблемы при выходе наших марок на розничных покупателей по всей России. В их числе были известный дизайнер Игорь Гуляев, эксперт по универмагам Александр Перемятов (ГК Magic) и другие.
«Ритейл просит учитывать реальную внутреннюю экономику бизнеса, а не просто рост продаж в рублях, так как издержки растут по опережающей схеме. Однако для этого требуется предоставление арендодателю дополнительной информации. Такие прецеденты встречаются пока не столь часто. Благодаря наличию данных по экономике вопросы изменений договорных условий могут рассматриваться гораздо более объективно. О ценах для покупателей: пока при поднятии цен сети руководствуются психологически понятными величинами в 20-35%, но долго такую планку выдерживать не смогут. В любом случае, собственники ТЦ готовы идти арендаторам навстречу. Для ритейла с договором в иностранной валюте, например, возможна временная фиксация курса на уровне февраля 2022 или по договоренности сторон», – отметил управляющий директор РСТЦ Олег Войцеховский.
Представители российских сетей общепита обозначили, что оборот у них увеличился, однако себестоимость сырья и технические затраты растут еще быстрее. Поэтому им также нужна поддержка для развития.
В рамках обстоятельного обсуждения проблематики международных брендов Михаил Морозов (Levi’s) сообщил аудитории, что возобновление деятельности зависит от налаживания логистики и общей ситуации в мире. Более того, иногда сообщество просто не знает, что часть магазинов Levi's работает. Например, из 82 магазинов Levi’s 19 точек в разных регионах открыты и принимают покупателей. «Мы действительно не отказываемся от рынка и прилагаем все усилия для возобновления коммерческой деятельности», - отметил Михаил.
В этой разноплановой ситуации Российский совет торговых центров осуществляет переговоры с представителями национальных советов ТЦ Турции, Ирана, Индии и Китая. В их адрес был направлен список зарубежных компаний, которые временно прекратили работу в России, чтобы можно было найти соответствующие аналоги. Со временем это поможет дополнить или полностью заменить товары ушедших брендов на схожие по качеству и дизайну.
«Мы продолжаем вести переговоры с иностранными и российскими брендами и ждем возвращения к работе арендаторов, которые приостановили деятельность, но не расторгли договорные отношения. Есть небольшое количество потенциальных арендаторов с собственным производством, однако им требуется поддержка в создании собственного ритейла. Мы в РСТЦ эту поддержку комплексного характера окажем. Мы уверены, что в течение нескольких месяцев бизнес начнет набирать обороты и трафик в ТЦ стабилизируется. Также мы ждем от Минпромторга изменений в законодательстве, которые помогут отечественным компаниям преодолеть сложности, восстановить и расширить поставки зарубежных товаров. Со своей стороны Совет подготовит и направит в министерство предложения в целом по отрасли», – отметил президент РСТЦ Дмитрий Москаленко.