Благоустроенные дворы в эконом-классе
Свыше половины застройщиков ЖК эконом-класса в Москве, в том числе и на присоединённых территориях, следуют индивидуальной, а не типовой, концепции благоустройства, показывает оценка экспертов «Метриум Групп». Какие же бонусы девелопер получает от подобного подхода, и как он отражается на себестоимости?
За последние годы рыночная конкуренция возросла в разы, что и подтолкнуло застройщиков к повышению качественных характеристик и пересмотру подхода к строительству жилых комплексов. Ситуация, когда девелопер сосредотачивается на проектировании дома, отодвигая на второй план обустройство участка и общественных зон, встречается всё реже. Многие застройщики сегодня уделяют территориям, примыкающим к дому, особое внимание. Если ранее такая тенденция обнаруживалась, в основном, в «высоких» сегментах жилья, то теперь её можно увидеть и в эконом-классе.
Генеральный директор ООО «Новые Ватутинки» Александр Зубец говорит, что особенно хорошо данный тренд виден на примере тех проектов, в которых возводятся панельные многосерийные дома. Квартиры в подобных новостройках, фактически, одни и те же. Если даже они продаются с готовым ремонтом, различие между видами отделки незначительно. В итоге получается, что с точки зрения своего содержания панельные дома, построенные в разных локациях, мало отличаются друг от друга. Поэтому для выделения проекта из ряда подобных необходимо «выводить» людей из их квартир, предлагая комфортабельное и интересное окружение дома. Застройщику не под силу модернизировать квартиру в панельном комплексе. Однако полностью в его власти заложить логичную и правильную дорожную сетку, сделать качественное озеленение, обустроить хорошие детские площадки, разграничить рекреационные зоны для детей и взрослых, продумать логику перемещения между домом и инфраструктурными объектами внутри микрорайона и т.п. это вполне можно осуществить, поэтому на рынке появляются новые проекты с комфортной средой обитания.
В целом формирование комфортной, благоустроенной общественной среды – не слишком затратное дело для девелопера. В масштабах строительства, что особенно относится к комплексным проектам, разница в себестоимости при индивидуальном и типовом подходах незначительна. Для создания комфортабельного жилого пространства девелопер должен только лишь продумать все нюансы на этапе проектирования, а затем контролировать работу подрядчиков при реализации проекта.
На конечную цену подобные концепции влияют незначительно, отмечает Александр Зубец. Если сравнить два похожих микрорайона с одинаковыми панельными домами, в одном из которых будет стандартный проект благоустройства, а в другом – комфортная среда обитания, созданная по индивидуальному проекту, то второй вариант будет лучше привлекать покупателей. А так как параметры спроса напрямую влияют на цену, стоимость квартир во втором микрорайоне будет немного выше – на 5-7%. И покупатели будут готовы переплатить, если разница, конечно же, не выбивается за рамки разумного.
Генеральный директор компании «Метриум Групп» Мария Литинецкая говорит, что благоустройство придомовой территории – только одна их многочисленных характеристик проектов, проработкой которых застройщики массовых сегментов стали заниматься с большим вниманием. К таким характеристикам относятся улучшенные МОПы, интересные фасадные решения, качественная архитектурная концепция и т.д. В массовом сегменте появляются индивидуализированные объекты с яркими фасадами, качественной отделкой общественных помещений, благоустроенной территорией, при этом цены сохраняются на доступном уровне. Жилой комплекс «Новые Ватутинки» в Новой Москве – один из подобных проектов. Постепенно комплексные улучшения типовых проектов становятся нормой, и это одна из наиболее позитивных тенденций на рынке недвижимости.