Объявлены конкурсы на право заключения концессионных соглашений о создании и эксплуатации железнодорожных переездов в Щербинке и Крекшино
26 января 2015 г. в Москве было объявлено о начале проведения конкурсов на право заключения концессионных соглашений о создании и эксплуатации железнодорожных переездов в районе станций Щербинка и Крекшино (34-й километр Курского направления и 36-й километр Киевского направления Московской железной дороги соответственно).
Реализация проектов будет производиться в форме концессий. Согласно условиям конкурса, строительство каждого из путепроводов не может продлиться более полутора лет. Период эксплуатации построенных объектов инвесторами будет составлять 30 лет, затем путепроводы будут возвращены в городскую собственность. Концессионные обязательства будут распределяться между частной и публичной сторонами при максимальном учёте интересов как города, так и концессионеров. Капитальные затраты на строительство будут финансироваться инвесторами, а город примет на себя обязательства по расчистке земельных участков. Бюджет строительства путепровода в Крекшино составит, ориентировочно, 1,3 млрд. руб, а в Щербинке – примерно 2 млрд. руб. Проекты получат окупаемость за счёт сбора оплаты проезда в течение периода эксплуатации путепроводов в пределах установленной городом верхней границы. Город при этом выставляет ряд требований, в том числе: максимальная сжатость сроков реализации проектов (не более одного-полутора лет); проведение строительства при сохранении автомобильного трафика на существующих переездах; контроль за размерами оплаты проезда.
Социальная значимость проектов заключается в улучшении транспортной ситуации в районах железнодорожных станций. В настоящее время из-за загруженности плоскостных переездов люди теряют много времени в пути, что не в последнюю очередь связано с высокой интенсивностью движения поездов и автомобилей. К примеру, переезд в Щербинке закрыт в течение 70 процентов времени, приходящегося на часы пик. Создание эстакадных путепроводов позволит снизить транспортную нагрузку, сократить время пути, а также повысить эффективность и безопасность использования железной дороги.
Решение по осуществлению проектов строительства путепроводов в Крекшино и Щербинке в формате концессий подтверждает, что курс на расширение концессионной практики в отношении реализации крупных инфраструктурных проектов, взятый Правительством Москвы, продолжается. Практика концессионных соглашений была детально отработана на Северном дублёре Кутузовского проспекта, теперь настало время для тиражирования данного опыта. Задача правительства состоит в определении конкретных объектов для заключения новых концессионных соглашений, а также в установлении понятных правил игры, защите городских интересов при любом развитии ситуации.
Правительство Москвы собирается тщательно отобрать претендентов, которые смогут участвовать в долгосрочном концессионном соглашении и осуществить строительство объектов, имеющих высочайшую значимость для транспортной ситуации в городе. При отборе, прежде всего, будет оцениваться плата, которую предлагают участники за пользование путепроводами. Ввиду транспортной ситуации в Щербинке и Крекшино, будут также учитываться предложенные инвесторами сроки строительства и размер концессионной платы, которую инвестор должен будет внести в городской бюджет. Правительство Москвы в целях оптимизации дорожного движения также будет оценивать предложения инвесторов, касающиеся способов взимания платы, которые будут влиять на пропускную способность объектов.
При подготовке конкурсной документации по путепроводам учитывался московский опыт реализации ГЧП-проектов, в том числе и практика тщательного, всестороннего анализа и согласования различных нюансов для правовой и финансовой защиты городских интересов. Концессионная модель используется московским правительством при реализации инфраструктурных проектов в приоритетных отраслях: здравоохранении, транспорте, коммунальном хозяйстве и т.д. В декабре 2014 г. состоялось подписание концессионного соглашения по строительству и эксплуатации Северного дублера Кутузовского проспекта. Это первая автодорожная концессия Москвы, и в результате осуществления этого проекта у Москвы появится 11-километровая широкополосная автомагистраль, которая будет полностью построена на средства частного инвестора.