К 2030 году в 10 регионах сельское население может вырасти на 870 тысяч человек
11.01.2022
В течение 2014-2020 гг. в 14 регионах России численность сельских жителей выросла на 0,4 млн человек, что сопоставимо с появлением на карте страны города размером с Брянск, Белгород или Владимир или созданием 250-300 крепких сёл. Причинами стали естественный прирост населения в сельской местности, субурбанизация агломераций и привлекательность самих регионов как мест для жизни. Эксперты банка определили 10 регионов, в которых рост сельского населения продолжится, и подсчитали, что к 2030 году этот рост может составить до 870 тысяч человек.
«В период пандемии многие устремили свой взгляд на сельскую местность, максимальный всплеск интереса был в течение апреля-июня 2020 года, тогда как в ряде регионов действует длительный скрытый тренд деурбанизации. Этот процесс идет на протяжении десятков лет, он более устойчив и несет в себе более глубокий эффект для сельской местности, нежели существующие ограничения пандемии. Объем прироста сельских жителей в регионах деурбанизации высок и сопоставим с численностью среднестатистического регионального центра», – рассказывает руководитель Центра макроэкономического и регионального анализа и прогнозирования Россельхозбанка Дмитрий Тарасов.
В каких регионах и почему выросло сельское население
В группу 14 регионов (см. Приложение), где сельское население суммарно выросло почти на 400 тысяч человек за 7 лет, вошли Московская область, Дагестан, Москва, Чеченская Республика, Краснодарский край, Иркутская область, Калининградская область, Самарская область, Калужская область, Республики Крым, Адыгея, Кабардино-Балкария, Тыва и Алтай.
По мнению экспертов Россельхозбанка, по причинам роста численности населения эти регионы можно разделить на три группы:
Демографический фактор. Традиционно сельские слабоурбанизированные республики прибавляют в численности из-за высокой рождаемости и, как результат, естественного прироста на селе (Дагестан, Адыгея, Кабардино-Балкария, Чечня, Республики Алтай и Тыва).
Фактор субурбанизации агломераций. Москва из-за роста пригородов (субурбанизации) и административно-территориальных реформ в ходе присоединения в 2012 году территории Новой Москвы включила в состав города более 100 тыс. человек сельского населения. В 2020 году на территориях, административно присоединённых к Москве, проживало уже около 200 тыс. чел. постоянного сельского населения. Процесс субурбанизации крупных агломераций и переноса городских форм жизни в сельскую местность продолжается. К регионам с положительным балансом субурбанизации также относятся Самарская, Иркутская и Калужская области. Высок потенциал субурбанизации и в Ленинградской области.
Фактор миграционной привлекательности региона. Краснодарский край и Республика Крым популярны для миграционного притока из-за благоприятных агроклиматических условий, кроме того, регионы являются ключевыми на туристической карте России. Калининградская область вошла в перечень миграционно-привлекательных регионов благодаря своему географическому положению, регион также перспективен с позиций близости к странам Евросоюза с преференциями в визовом режиме, благоприятному приморскому климату.
Новые драйверы роста численности сельского населения
По мнению экспертов Россельхозбанка, в динамике численности городского и сельского населения сохраняет роль фактор, который можно назвать генетической памятью.
«Большинство горожан — это выходцы из сельской местности в первом и втором поколении. Миграционная историческая память позволила ряду регионов увеличить численность сельского населения в период социально-экономического кризиса 1990-х гг. Наблюдалась возвратная миграция из города в село, в кризис возросла значимость личных подсобных хозяйств. Большинство русскоязычных мигрантов из постсоветских республик селились в сельской местности Европейского Юга, Центрального Черноземья, Поволжья и Юга Сибири. Так сельская местность в те годы получила более 1 млн человек. В период социально-экономического кризиса 2008-2009 гг. история повторилась, но с гораздо меньшим потоком людей на село. Возможно, что COVID-19 также скажется на сохранении значимости проживания в сельской местности, тем более в новых условиях произошла смена картины драйверов роста численности сельского населения», – считает Дмитрий Тарасов.
К этим новым драйверам относятся:
Повышение доступности жилья. Прежде всего, льготная сельская ипотека, а также предоставление жилья за счет бюджета для ряда социально-значимых профессий. В частности, Россельхозбанк выдал уже 131,6 млрд рублей сельской ипотеки 68 тысячам семей.
Повышение комфортности жилья. В сельской местности постепенно растет охват инфраструктурой жилого фонда: газификация, коммунальная инфраструктура, инфраструктура сотовой связи, автомобильных дорог общего пользования, благоустройство социальных пространств. Только за период 2014-2020 гг. охват всеми видами благоустройства жилого фонда в сельской местности вырос с 28 до 38%, т.е. каждый третий дом в селе имеет водопровод и канализацию, отопление и горячее водоснабжение, газовую или электрическую варочную панель, ванную комнату. С 2014 года темпы ввода жилых домов в сельской местности выше, чем в городской. В сельской местности в расчете на 1000 человек населения в 2020 г. было введено на 141 кв. метр общей площади жилья больше, чем в городах и поселках городского типа.