Для стимулирования создания социальной инфраструктуры необходима концепция «приемлемых убытков»
При реализации каждого нового строительного проекта, увеличивается нагрузка на действующую инфраструктуру, что в конечном итоге может привести к системному кризису. Кроме того, пробелы в правовом поле грозят застройщикам большими рисками.
Власти планируют решить проблему дефицита детсадов и других соцобъектов за счет резервного фонда, после того, как его средства превысят 7% ВВП. Однако, этих средств явно не хватает на обеспечение россиян необходимыми объектами инфраструктуры. Нужна помощь частных инвесторов, которые, однако, не проявляют особой активности в создании соцобъектов. Чтобы преломить ситуацию, необходимы экономические и юридические стимулы со стороны государства. Действующие на сегодня нормы для строительства коммерческой и социальной недвижимости аналогичны. Ключевым направлением реформы может быть введение нового порядка, предполагающего снижение издержек частных инвесторов.
Понятно, что в ущерб себе девелоперы не могут позволить строить вместо коммерческой недвижимости социальное. С каждым годом, кредитная нагрузка застройщиков становится все больше, что обусловлено требованием властей о комплексном освоении территорий, что в свою очередь, удлиняет строительный цикл. Застройщики не выдерживают слишком обременительных обязательств по созданию инфраструктуры. Имеются случаи, когда необходимо точечное строительство (школа и т.д.), однако частных инвесторов найти на реализацию такого проекта сложно. Компании вынуждены отказываться от многих некрупных проектов, которые можно реализовать при более щадящих инвестиционных издержках. В итоге, сокращаются строительные объемы жилой недвижимости.
Для решения такой проблемы и стимулирования строительства соцобъектов необходима концепция «приемлемых убытков» на государственном уровне. К примеру, можно освободить застройщиков от расходов на подключение инженерных сетей или предоставлять бесплатные участки под застройку. Кроме того, государство может предоставить налоговые льготы, поскольку в действующей редакции Налоговый кодекс не адаптирован для решения проблем нехватки соцобъектов. НДС не облагаются те застройщики, которые передают объекты властям безвозмездно. Однако, строительные работы по созданию больниц и т.д., облагаются теми же 18%, что и коммерческая недвижимость.
При приемке соцобъектов муниципалитеты обязаны платить налог в федеральный бюджет, что не стимулирует их быстро принимать, а совсем наоборот. Эксперты считают, что нужно зафиксировать регламент передачи построенных девелоперами социальных объектов в муниципальную собственность. На сегодня, порядок устанавливается властями самостоятельно.