Арендаторы готовы переплачивать 20-30% за офисы на верхних этажах
01.10.2013
Александр Эльстер (коммерческий директор проекта «Меркурий сити») полагает, что основной целью офисов, расположенных на верхних этажах высоток – это произвести впечатление, и многие арендаторов готовы переплачивать за статус, несмотря на то, что некоторым не очень удобно работать «на высоте». В «Москва-Сити» размер аренды составляет 650-950 долларов за квадрат в год, а верхние этажи сдаются уже по 1,15 тысяч долларов, говорит Елизавета Голышева (Jones Lang LaSalle).
По словам Марии Сергеенко (Capital Group), на цены влияние оказывает вид из окна, а верхние этажи не всегда гарантируют видовые характеристики. Разница между арендой офисов с видовыми и невидовыми характеристиками достигает 30%. В «Москва-Сити» самые дорогие офисы сдаются в «Башне на набережной», где аренда с, начиная с 50 этажа, составляет около 2 тысяч долларов за квадрат.
Елена Денисова из CBRE, отмечает в свою очередь, что спрос на высотки в принципе появился недавно, с докризисного времени в основном превалирует прагматичность. Главными критериями при выборе офисов остаются расположение и стоимость.
В Cushman & Wakefield подсчитали, что высоток выше 20 этажей насчитывается более 20 – «Москва-сити», «Монарх» и т.д. Сергиенко отмечает, что на высотки реагируют все арендаторы, как российские, так и зарубежные. Однако, не все могут себе позволить аренду офиса наверху, и не столько из-за цены, сколько из-за запрета штаб-квартир, которые мотивируют это небезопасностью в связи с долгим эвакуационным путем.
Эксперты считают, что высотки более интересны клиентоориентированному бизнесу, к примеру, инвестбанкам. Кроме того, еще одним критерием является потребность в больших площадях. Арендаторы, нуждающиеся в аренде более 10 тысяч квадратов, сразу смотрят на «Москва-Сити». Спрос формируется крупными компаниями, которым необходимы площади, отсутствующие в менее масштабных проектах. Например, «Меркурий Сити» ориентирован на интересующихся площадями до 20 тысяч и более квадратов.
Наиболее дорогие этажи в «Москва-Сити» отведены под апартаменты, и офисных помещений там нет. По словам Александра Ошурко (заместитель генерального директора Praedium), реализация апартаментов более выгодна.