Только 10% покупателей на рынке новостроек рассматривают квартиры на первых этажах, хотя скидка на них достигает 25%
Квартиры на первом этаже представлены в 40% столичных новостроек массового сегмента. В бизнес-классе таких проектов не более 7%, в премиальной категории – всего 3%, в основном это клубные дома, где предлагаются лоты с несколькими уровнями и отдельным входом с улицы.
«В случае многоэтажной застройки девелопер обычно выделяет под жилье 20-30% площадей на первых этажах, – рассказывает начальник отдела Департамента новостроек Юрий Лебедев. – Остальные квадратные метры ему выгоднее продать коммерческим организациям. В ситуации с малоэтажными комплексами дело обстоит иначе: там жилыми являются порядка 95% первых этажей, причем это не только пожелания девелопера, но и требования Минстроя. В “малоэтажках” для объектов инфраструктуры строятся отдельные корпуса».
В условиях российской действительности, когда теплая погода стоит пару месяцев в году, а возможность попасть в жилище прямо с улицы чаще вызывает чувство тревоги, чем привилегированности, главным козырем квартир на первом этаже является цена. В массовом сегменте такие лоты стоят на 10-15% дешевле объектов, находящихся выше. При неудачном расположении – например, если окна выходят на забор или в квартире очень мало естественного освещения – скидка достигает 25%. Подобная дисконтная политика может применяться и к жилью на втором этаже, если первый является коммерческим.
По данным экспертов компании, только 10% клиентов на первичном рынке Москвы готовы рассматривать для покупки квартиры на первых этажах, несмотря на их привлекательную цену. Однако за счет того, что такие лоты занимают небольшую долю предложения в ЖК, в экспозиции они обычно не застаиваются.
«Во время финансового кризиса ключевым моментом при выборе жилья является его стоимость, и этот фактор поддерживает спрос на квартиры на первых этажах, – говорит Юрий Лебедев. – Впрочем, чаще всего такие лоты приобретают определенные категории покупателей: пенсионеры, представители маломобильных групп населения, многодетные семьи. Для них отсутствие нужды использовать лифт или подниматься по лестнице является весомым плюсом».
Однако недостатки жилья на нижних этажах тоже серьезные: это уровень шума, выхлопы автомобилей, часто непривлекательный вид из окна, необходимость постоянно закрывать шторы и т.д. Для коммерческих помещений эти нюансы большого риска не несут, поэтому первые этажи охотно разбирают магазины, кафе, салоны красоты и т.д., особенно, если инфраструктура в пешей доступности еще недостаточно развита. По наблюдениям специалистов компании, в первых очередях московских ЖК более 90% коммерческих площадей продаются еще до момента ввода дома в эксплуатацию.