Изменения в спросе на офисную недвижимость после пандемии
Пандемия COVID-19 привела к проведению крупнейшего в истории эксперимента по внедрению удаленной работы. Ее широкое распространение заставляет корпорации переоценивать свои будущие потребности в офисном пространстве. Некоторые крупные работодатели сделали смелые заявления о том, что работа из дома станет важной и существенной частью в их долгосрочном корпоративном плане занятости. И здесь возникает эмоциональный вопрос, не станет ли это катализатором конца офисов.
Предлагаемое исследование JLL показывает, что офисное развитие не закончилось — это слишком упрощенный вывод, основанный на преждевременных и неполных доказательствах. Хотя внедрение удаленной работы оказалось в краткосрочной перспективе успешнее, чем многие ожидали, офис выполняет более многогранную функцию в культуре и производительности компании, нежели просто предоставление рабочего места. Вопросы, связанные с целью офиса, его ролью в корпоративной культуре и предпочтениями сотрудников, все еще нуждаются в ответах. Офис уже давно предоставляет место для концентрированной работы и все в большей степени становится местом для сотрудничества, общения, инноваций и социального взаимодействия, и польза от этих функций будет только расти.
- Экономический рост
- Уровень безработицы
- Ситуация в здравоохранении
- Рекомендации правительства
- Изменения в законодательстве
- Особенности транспортной инфраструктуры
- Особенности корпоративной культуры
- Показатели производительности
- Потребность в инновациях
- Внедрение технологий
- Соотношение затрат на недвижимость и затрат на привлечение талантов
- Организация пространства
- Плотность рассадки
- Географическая распределенность офисов и сотрудников
- Соотношение использования гибких пространств и собственного офиса
В более долгосрочной перспективе ситуация выглядит намного сложнее. Мы видим ускорение тенденций, уже наблюдающихся в последние несколько лет, таких как повышение гибкости сотрудников, более быстрое внедрение технологий удаленной работы и важность инноваций. Офис останется фундаментальной частью нашей корпоративной культуры и будет играть важную роль в нашей работе и производительности. Потребности сотрудников и компаний будут определять количество, дизайн и расположение необходимых офисных площадей, которые будут уравновешены их экономической целесообразностью.
Офис сохранит ключевую роль при проведении мероприятий, требующих прямого контакта, которые нелегко воспроизвести онлайн. Кроме того, будет усиливаться социальная функция офисных пространств: офис будет предоставлять людям возможность объединяться, сотрудничать, внедрять инновации и в целом придавать новый импульс развитию бизнеса. И не стоит забывать, что для многих офис — это место концентрации, отделяющее работу от личной жизни и обеспечивающее четкое разграничение между ними.
Последние несколько месяцев массовой работы из дома дали четкое представление о причинах популярности работы в офисе. Офисы стимулируют сотрудничество, инновации, наставничество и командную работу — все то, что с трудом можно заменить технологиями. Опрос, проведенный JLL, показал, что 58% офисных работников скучают по офису, а среди сотрудников в категории до 35 лет этот процент даже выше (65%). В числе элементов, которых не хватает при работе из дома, были названы взаимодействие и общение с коллегами (44%), за которыми, согласно опросу, следует коллективная работа тет-а-тет (29%).
«Глобальная пандемия заставила многих работодателей пересмотреть роль офиса в поддержке корпоративной культуры и задач, — говорит Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL в России. — Эти беспрецедентные времена также создают возможности для компаний по всему миру после возвращения в офис переосмыслить свои потребности в рабочем пространстве. Требования к плотности будут меняться, и будет происходить эволюция того, как используются, проектируются и развиваются офисные помещения. Но опыт развития офисного рынка и наши недавние опросы офисных работников показывают, что в ближайшее время офис не потеряет актуальности».
Стратегии компаний по использованию офисных пространств во всем мире будут меняться. В долгосрочной перспективе может возрасти спрос на перенос некоторых офисных локаций в пригороды, а также в города второго и третьего уровня, что облегчит сотрудникам общение с коллегами недалеко от дома. Среди главных преимуществ работы из дома почти половина (49%) респондентов недавнего опроса, проведенного JLL среди 3 000 офисных работников, назвали отсутствие необходимости ездить на работу и с работы.