Существующие нормативы тормозят развитие российского образования

29.08.2019

Действующие нормативы с области проектирования и строительства образовательных объектов не позволяют создавать комфортную и адекватную времени образовательную среду, внедрять  современные планировочные и дизайнерские решения, направленные на решение учебных задач. Такое мнение высказала на Московском международном форуме «Город образования – 2019» руководитель проектов строительства социальных объектов ГК «А101» Юлия Чернец.

«Проектировщики, следующие самым эффективным мировым трендам, сталкиваются со множеством ограничений, взаимоисключающими тезисами и просто некорректным формулировками. Кроме того, значительная часть нормативов просто в силу своего «возраста» не учитывает современных проектных и технических возможностей», - рассказала она.

Например, по ее словам, в ряде случаев рельеф земельного участка, выделенного под строительство школы, позволяет эффективно развести потоки, сделав несколько входов на разных уровнях здания. Такое решение на стыке архитектуры и геопластики даёт очень высокий уровень просматриваемости помещений. Это удобно для педагогов, красиво, а также помогает применять на практике принцип сопричастности, дающий каждому ученику ощущение, что он находится в центре событий и что школа – это место, где каждую минуту происходит что-то интересное.

«Можно разместить младшую школу на нижнем уровне, а среднюю или старшую – на верхнем. Фактическая разница между уровнями будет в пол-этажа. Однако в СанПиН говорится, например,  что гардероб должен располагаться только на первом этаже или в цоколе. В этом случае, если нижний уровень считать цоколем, то в нем уже нельзя разместить никаких учебных помещений, только подсобные, хотя по сути это полноценный первый этаж. Но если его таковым считать, то верхний уровень автоматически становится вторым этажом, а на нем запрещено размещать гардеробную», - рассказала эксперт ГК «А101». 

По мнению Юлии Чернец, проблема кроется лишь в некорректной формулировке, но исходная идея норматива верна - ученики не должны «приносить на себе» грязь с улицы в помещение.

«Но, если изменить формулировку, например, на «гардероб должен располагаться в непосредственной близости от входа», она будет более корректной с точки зрения санитарных требований, но даст возможность проектировать в разы более эффективные образовательные пространства. Профессиональное сообщество не раз обращало внимание законодателей на необходимость уточнить формулировки, но пока это сделано не везде», - подчеркнула она.

В качестве примера полностью устаревших санитарных норм эксперт ГК «А101» привела требования к классам информатики, которые сегодня утратили свой смысл.

«В одном из своих проектов мы спроектировали намного более современное пространство. Сегодня же мало у кого есть стационарный компьютер, зато повсеместно используются ноутбуки, даже школы давно закупают только их. Поэтому мы «собрали» в одном помещении все необходимые по нормативу количество классов информатики и сделали единый ИТ-полигон. Это соразмерное ребёнку пространство, в котором он может найти для себя комфортную точку, которое при этом расширяет доступные образовательные сценарии: тестирование, разработка, групповая или индивидуальная работа. При этом по СанПиН у класса должно быть левостороннее освещение, которое сегодня для работы с компьютером не нужны. При этом на окнах должны быть шторы, чтобы как раз это освещение блокировать. Здесь явно нужно полностью пересмотреть нормативную базу», - уверена Юлия Чернец.

Эксперт ГК «А101» напомнила, что сейчас Группа создаёт в ТиНАО образовательный кластер предусматривающий строительство городских общеобразовательных и специализированных школ, а также детских садов по уникальным проектам. Завершить его планируется до 2035 года.

«Только в период с 2019 до 2022 года в рамках кластера будет построено 19 образовательных объектов на 8350 мест, объем инвестиций на этот период оценивается более чем в 4 млрд рублей. Но каждый проект превращается для нас в «минное поле»: нужно найти решения, соответствующие действующим нормативам, но при этом на выходе не получить типовую «коробку» с квадратно-гнездовой планировкой вместо современного эффективного здания», – резюмировала Юлия Чернец.





Материалы по теме


Вернуться к спискуДевелопер ЖК «Катуар» приступил к внутренней отделкеДонстрой инвестировал 200 млн рублей в создание парка «Зеленая река»
Спецпредложения
2-комн. квартира 4,9 млн.p
2-комн. квартира 4,9  млн.p
Московская обл, Ногинск г, Старая Купавна г, Октябрьская ул, 14А
47.6 / 36 / 5 м2 6 этаж из 17
Оставить заявку
2-комн. квартира 5,7 млн.p
2-комн. квартира 5,7  млн.p
Московская обл, Щелково г, Беляева ул, 24
48.3 / 7.5 м2 2 этаж из 5
Оставить заявку
Дом 9,4 млн.p
Дом 9,4  млн.p
Московская обл, Ногинск г, 4-й Проезд Кудиново-люкс днп ул
9 соток / 100 м2
Оставить заявку
Дом 78,0 млн.p
Дом 78,0  млн.p
Московская обл, Люберцы г, Машково д, Заречная ул
соток / 400 м2
Оставить заявку
Дом 8,7 млн.p
Дом 8,7  млн.p
Московская обл, Истра г, Подпорино д
7 соток / 121 м2
Оставить заявку
Участок 3,0 млн.p
Участок 3,0  млн.p
Московская обл, Солнечногорск г, Болкашино д
15 соток
Оставить заявку
2-комн. квартира 39,9 млн.p
2-комн. квартира 39,9  млн.p
Москва г, Мичуринский пр-кт, 56
78.2 / 32 / 20 м2 47 этаж из 52
Оставить заявку
4-комн. квартира в новостройке 21,9 млн.p
4-комн. квартира в новостройке 21,9  млн.p
Москва г, Сосенское п, Коммунарка п
83.9 / 6.3 м2 13 этаж из 30
Оставить заявку
Дом 11,0 млн.p
Дом 11,0  млн.p
Москва г, Новофедоровское п, Хмырово д
10 соток / 160 м2
Оставить заявку
Дом 26,9 млн.p
Дом 26,9  млн.p
Москва г, Первомайское п, Пучково д, Троицкая ул, 107к15
1 соток / 137.6 м2
Оставить заявку
Дом 32,0 млн.p
Дом 32,0  млн.p
Москва г, Лукино 2-я ул, 1
11.47 соток / 84.9 м2
Оставить заявку
Участок 13,5 млн.p
Участок 13,5  млн.p
Москва г, Михайлово-Ярцевское п, Лужки д, Лужки снт
12 соток
Оставить заявку
Участок 8,6 млн.p
Участок 8,6  млн.p
Москва г, Воскресенское п, Бывший Сад снт, сАД
4 соток
Оставить заявку
Участок 4,8 млн.p
Участок 4,8  млн.p
Москва г, Щаповское п, 1-й Дунайский пер
4.7 соток
Оставить заявку