Экономика девелоперских проектов
Вопрос журналиста об экономике девелоперских проектов вызвал бурную дискуссию у ньюсмейкеров на прошедшей конференции «Итоги премии «Рекорды рынка недвижимости». Большой резонанс у представителей СМИ и представителей общественности вызывает вопрос ценообразования стоимости квадратного метра. Естественно, с точки зрения потребителя цена всегда должна быть ниже выставленной, но с точки зрения продавца по всем экономическим законам она не может быть ниже себестоимости.
«Все думают, что доходность девелоперских проектов измеряется сотнями процентов. Но это далеко не так. Длительность реализации проекта составляет от 2 до 4, в нашем сегменте до 5 лет. В таких условиях, чтобы просто обеспечить доходность в 20%, необходимо себестоимость умножить на два. В противном случае, выгоднее положить деньги в банк, иметь 13% годовых и ничем не заниматься. Говорить о том, что есть определенные закономерности – их нет. Конкуренция огромная, если ты чуть-чуть не попал с продуктом, не попал с ценой – можно сказать, на рынке тебя нет. Всегда хочется думать, что есть причины, что Вас кто-то обманул. Однако, до сих пор заработок идет только с нефти и газа да еще с торговли, а во всех остальных областях делаются большие нагрузки на бизнес. Чем бы ты ни занимался, ты уже всем должен. Как только люди получат возможность больше зарабатывать, будет и доступное жилье, и все остальное» - констатировал Дмитрий Гордов, Исполнительный директор «Интегра».
«Самая главная деталь, имеющая влияние на формирование ценообразования – это платежеспособный спрос. Если говорить о Москве, в которой очень высока себестоимость, существует коррупция, действительно огромная доля города с точки зрения социальной инфраструктуры. При всем этом в городе ничего не продается ниже 150-200 тысяч за метр. Если говорить о Подмосковье, где стоимость земли кратно меньше, и стоимость социалки кратно меньше, и все остальные издержки меньше, то - да, действительно, там возможно построить нормальное бюджетное жилье. Однако стоимость жилья в самой дешевой подмосковной новостройке все равно выше, чем элитное жилье в Киеве. Все в конечном итоге выражается в платежеспособном спросе» - подчеркнул Сергей Калинин , Президент «Галс-Девелопмент».
Одним словом, говоря, об экономике проекта, необходимо помнить о затратах, издержках и обязательных требованиях к самому объекту. Он должен удовлетворять не только потребителя и власть, но также иметь рентабельность для девелопера и банков-партнеров. В противном случае, подобный проект не будет ликвидным.
Источник: