Московские рантье: каждый второй сдающий комнаты и треть всех арендодателей квартир на длительный срок – из числа пенсионеров
В ИНКОМ-Недвижимость указали на ряд причин расширения арендного ассортимента от собственников пенсионного возраста и предсказали дальнейшее увеличение совокупной экспозиции.
Кроме того, в компании назвали основные целевые группы арендаторов комнат и «летних» квартир: наиболее многочисленные – приезжающие в столицу на заработки (их 50% от общей численности снимающих комнаты) и отпускники (31% «каникулярных» нанимателей).
Пустить жильцов в одну из комнат
В Аналитическом центре и Департаменте аренды квартир ИНКОМ-Недвижимость зафиксирован значительный рост предложения найма комнат в старых границах Москвы: по итогам марта в сравнении с февралем отмечена положительная динамика в 28%, за год – 32%. Специалисты компании указывают: данное явление происходит в рамках тенденции расширения совокупного арендного ассортимента. Оно свидетельствует об усугублении экономической апатии населения – в условиях падения доходов многие рассматривают сдачу комнаты на своей жилплощади в качестве основного доступного способа пополнить бюджет.
Согласно статистике ИНКОМ-Недвижимость, больше половины (51%) наймодателей комнат в квартирах, где проживают сами, – пенсионеры. «Сегодня у граждан “серебряного возраста” это наиболее распространенный способ получения дополнительного дохода, – отмечает Оксана Полякова, заместитель директора Департамента аренды квартир ИНКОМ-Недвижимость. – Нередко они решаются на такой шаг, чтобы помочь детям и внукам в сложной жизненной ситуации. Многие – одинокие люди, которым нужны не только, а чаще не столько деньги, сколько человеческое присутствие, просто страшно жить одному».
В составе нанимателей комнат в квартирах, где проживают собственники, 15% приходится на студентов. 10% – жители дальнего Подмосковья (100-150 км от МКАД), работающие в столице. Половина – иногородние и иностранные арендаторы, приезжающие в Москву на целевые заработки. 20% нанимателей комнат рассматривают такой вариант как стартовый – они намерены делать карьеру, приобрести собственное жилье и осесть в столице. Не более 5% – москвичи, одновременно сдающие собственные квартиры для поправки бюджета.
Отдать всю квартиру арендаторам
Экспозиция арендных квартир также увеличивается: по состоянию на март за месяц их стало больше на 12%, за год – на 43%.
Как показывает статистика, 35% наймодателей, сдающих старомосковские квартиры круглогодично, – люди старшего поколения. «И это не только обладатели дополнительной жилплощади: кто-то переезжает к детям или другим родственникам, к знакомым, некоторые объединяются и проживают в одной квартире, а собственную сдают внаем, – рассказывает Оксана Полякова. – Одно лишь увеличение пенсионного возраста мы считаем достаточным основанием для того, чтобы желающих стать рантье становилось больше. Так что есть предпосылки для дальнейшего пополнения предложения арендного жилья в столице».
Сдать свое жилье на лето
Некоторые из тех, кто располагает единственной квартирой, стараются сдать ее на теплый период, при этом сами уезжают на дачу или к близким, кто-то находит наиболее низкобюджетное съемное жилье для собственного проживания.
«Уже в марте стали активно поступать заявки на сдачу квартиры в течение нескольких месяцев – с мая по октябрь: мы предполагаем, что в нынешнем сезоне численность пенсионеров в составе “каникулярных” наймодателей жилья может повыситься до 60% (с 55% в прошлом году)», – говорит Оксана Полякова.
В случае, когда квартира сдается внаем на 5-6 месяцев, ставка снижается не более чем на 10% по сравнению с долгосрочной арендой (от 11 месяцев). Если жилплощадь предлагается на 3 месяца, ценовой минус составляет порядка 15-20%; найм объекта на 1-1,5 месяца дешевле долгосрочного на 30%. Речь идет о лотах эконом- и комфорт-классов.
Целевая аудитория «летней» городской аренды на протяжении многих лет практически не меняется: это иногородние и иностранные абитуриенты московских вузов (20%), те, кто приезжает в столицу в отпуск или на каникулы (31%), а также на заработки (18%). Кроме того, подобные предложения интересуют людей, недавно прибывших в Москву и подбирающих недорогую временную жилплощадь на период решения вопроса с трудоустройством и жильем (27%). Наконец, сезонный найм востребован у москвичей, которые проводят полный ремонт своей квартиры (4%).