Малогабаритные квартиры ждет спад спроса
19.02.2019
На фоне новостей о грядущем росте цен на жилье и отсутствии роста реальных доходов россиян стали появляться предположения, что и застройщики пойдут по пути дальнейшего сокращения площадей квартир в новостройках. Будет ли интересно такое жилье самим покупателям? Владимир Городенкер, генеральный директор ГК «Атлас Девелопмент», считает, что люди не хотят возвращаться в эпоху тесных хрущевок и что время малогабариток прошло.
– Застройщики, которые только сейчас запускают проекты, возможно, сталкиваясь с новой реальностью, ставят перед собой вопрос об «уплотнении» – речь и о сокращении общей площади в квартирах, и об увеличении количества лотов как на этаже, так и в жилом комплексе в целом. Но уверен, что очень немногие строительные компании доведут эту мысль до реального дела. Причин тому несколько, но самое главное, о чем нельзя забывать – это ожидания и запросы клиентов.
В период дешевой ипотеки, которой ознаменовался практически весь 2018 год, рекордно вырос спрос – ужесточилась и конкуренция за потребителя, застройщики стали предлагать гораздо более качественное, продуманное, «вкусное» жилье, в том числе, в части квадратуры. И клиенты «распробовали». Благодаря снижению ипотечных ставок и адекватной ценовой политике большинства застройщиков, многие смогли позволить себе увеличить ипотечный кредит и купить более просторное и комфортное жилье.
Появление новостроек с квартирами по 20 кв. метров может быть воспринято почти как «приглашение» вернуться в эпоху хрущевок. Однако люди, которые выросли в маленьких квартирах, потом сами пожили в таких же, теперь вряд ли согласятся повторять этот опыт. Они лучше подождут или поищут более интересного предложения – скорее всего, в условиях высокой конкуренции, оно не заставит себя долго ждать. А новостройки, в которых преобладают суперкомпактные квартиры, где покупателю предлагается уменьшение простора для жизни, могут столкнуться с серьезным оттоком спроса.
Один из примеров появления жилья комфорт-класса, отвечающего запросам покупателя, – Инновационные башни iTower в Екатеринбурге. Здесь площади квартир варьируются от 31,7 кв. м до 106,5 кв. м. Жилье можно купить и в рассрочку, и в ипотеку с платежом порядка 22 тыс. руб. в месяц. Основное ядро покупательской аудитории – молодые люди до 35 лет, и в Восточной башне реализовано уже почти все квартиры. Поэтому мы стали раньше сроков строить Западную башню. Более того, в этом корпусе покупают квартиры люди, которые настроены на создание семьи: там минимальная квадратура больше, чем в Восточной башне. Люди смотрят в будущее, и они точно не собираются жить в стесненных условиях из-за мифической экономии. Это доказывает, что современный покупатель способен оценить преимущества проекта и делает выбор в пользу функционального жилья, в котором максимально взвешенно соотносятся цена и качество.
Так что, на наш взгляд, состояние рынка сегодня пока еще таково, что позволяет игнорировать порывы большинства стройкомпаний уйти в плотную застройку, минимизировать площади квартир и увеличить долю студий. Застройщики знали о грядущих изменениях законодательства и о неизбежном повышении себестоимости строительства в будущем. Поэтому они постепенно повышали цены на квадратные метры, ликвидируя риски подобных оптимизаций в дальнейшем. Кроме того, покупательская активность была и еще остается на очень высоком уровне.