Планы ритейлеров
В соответствии с заявленными ранее планами девелоперов, в первом квартале текущего года, объем качественной торговой недвижимости должен был увеличиться на 592,4 тысячи квадратов – предполагалось ввести в эксплуатацию ТЦ «Царицыно», аутлет «Fashion House Moscow», ТРЦ «Vegas Крокус Сити» и т.д.
Однако, планы так и не осуществились, при этом, ввод некоторых объектов, таких, как ТРЦ River Mall, Крокус Сити и др., был перенесен на следующий год. По состоянию на сегодняшний день, в Москве насчитывается 6,247 млн. квадратных метров качественных торговых площадей. После корректировки планов девелоперов, ожидается, что в текущем году должно открыться 18 торговых центров, общая площадь которых составляет более 678 тысяч квадратов. При условии реализации заявленных планов, показатель текущего года превысит показатель 2005 года (600 тысяч квадратов), и общий объем качественных торговых площадей в столице составит почти 6,925 млн. квадратов.
Кроме того, в 1 квартале 2013 года было заявлено о старте строительства нескольких проектов. На рынке коммерческой недвижимости, большинство игроков проявляет высокую активность. К примеру, сетевые ритейлеры рассматривают варианты для размещения своих объектов (магазины, кафе и т.д.). Также, в России активно развиваются иностранные ритейлеры, в частности, осуществляющие деятельность в сфере общественного питания.
В сегменте аренды наибольшую активность проявляют операторы общественного питания, продуктовые сети, банки и т.д. Особое внимание уделялось встроенным помещениям со стороны частных медучреждений. Рост арендных ставок в данный период был незначительный, что обусловлено выходом на рынок в феврале текущего года ряда объектов с высоким уровнем арендных ставок. Объем вакантных площадей остался практически на прежнем уровне. На таких объектах, как Атриум, Европейский, Охотный ряд и другие, до сих пор имеются листы ожидания. Объем вакантных площадей на таких профессиональных объектах в пределах 2% обусловлен плановой ротацией действующих арендаторов. Что касается остальных торговых площадей, то здесь уровень вакантности варьируется от 3 до 10%, в зависимости от расположения, концепции объекта, а также от стадии его жизненного цикла.