Цены на лучшие вторичные квартиры достигли 40-50 тыс. долл./кв. м, а на первичном рынке формируется дефицит эксклюзива
Как сообщают эксперты агентства TWEED, с рынка элитной недвижимости вымываются эксклюзивные предложения. Новые проекты тяготеют к формату бизнес плюс, который находятся между сегментами бизнес и элит, и в результате не всегда в состоянии удовлетворить потребности истеблишмента «из первой сотни». По этой причине покупатели недвижимости премиум-класса все чаще рассматривают вторичные предложения в пределах Садового кольца, количество которых также является ограниченым.
По словам Ирины Могилатовой, управляющего партнера агентства недвижимости TWEED, на сегодняшний день к проектам из разряда «вау» на элитном рынке относятся главным образом вторичные жилые комплексы. Так, например, на Остоженке это дома Rose Group «Коппер Хаус» и «Кристал Хаус», а также Barkli Virgin House. На Арбате – «Стольник», «Дворянское Гнездо», «Дом Гельриха», «Пречистинка 13». На Патриарших прудах – «Патриарх», «Гранатный 6, 8», «Дом в Сытинском переулке». На Плющихе – «Бурденко, 3», «Усадьба Трубецких», «Плющиха, 44. А вот новых мега-проектов в духе а-ля «Гранатный» в продаже практически нет – их либо не строят, либо предложений просто не осталось. Из актуальных продаж, кроме ЖК Knightsbridge Private Park в Хамовниках, где бюджет начинается от трех миллионов долларов, причем такие цены скорее являются редкостью, больше ничего нет. В клубном доме «Булгаков» на Патриарших почти ничего не осталось – только двухуровневый пентхаус, а в премиум-апартаментах St. Nickolas в продаже – несколько больших квартир с террасами.
Дефицит свежего эксклюзива вызвал локальное повышение цен в знаковых проектах на вторичном рынке. В домах вроде «Гранатного», «Пречистенка, 13», «Дворянское Гнездо» стоимость одного квадратного метра в некоторых предложениях доходит до 40-50 тыс. долл./кв. м.
В отличие от ранних элитных проектов новые более масштабны и тяготеют к ТТК. Они реализуются примерно по одной схеме: несколько корпусов объединяются общей территорией закрытого типа, где не предусмотрен автомобильный трафик. Покупателям предлагается разнообразная инфраструктура и широкая продуктовая линейка. При этом сохраняется тренд сокращения жилых площадей, который девелоперы взяли на вооружение после 2008 г., что предполагает уменьшение бюджета сделки и увеличение количества покупателей.
Как рассказала Ирина Могилатова, такие проекты выходят на рынок по инвестиционно-привлекательным ценам. По архитектуре, отделочным материалам, инженерии и наполнению они вполне соответствуют элитному классу и тоже находят своих ценителей. Однако охотники за эксклюзивом рассматривают проекты вроде Knightsbridge Private Park или идут на вторичный рынок.