Москва просит земли
Как стало известно, Сергей Собянин (мэр города) просит предоставить Владимира Путина 3 федеральных участка в собственность Москвы. На них, по словам мэра, планируется построить транспортно-пересадочные узлы (ТПУ) и провести метро. Решение данного вопроса поручено Игорю Шувалову (первый вице-премьер).
Город просит передать ей в собственность следующие участки: земли ФГУП «Желдорторгснаб» на улице Дыбенко (предполагается строительство одноименной станции метро), часть территории ОАО «Московский нефтемаслозавод» (МНМЗ), расположенной по проспекту Мира, и участок на пересечении Староволынской и Минской улиц.
Как отмечает Андрей Белоусов (глава Минэкономразвития), данные участки имеют проблемы, которые мэрия должна решить самостоятельно.
Земля в 4,6 гектаров на пересечении улиц Минская и Староволынская ранее предназначалась для размещения посольства Кубы. Российская Федерация обязана выделить Кубе участок, в соответствии с подписанным межправительственным соглашением. В случае предоставления правительством Москвы иного участка, сопоставимого по площади и назначению, считаем необходимым МИД России рассмотреть возможность замены участка, выделенного для строительства посольства Кубы, говорит министр. Город подыскивает варианты для размещения посольства, говорит один из источников в администрации. Как рассказал Белоусов, данный участок, как и соседние наделы, был истребован из чужого незаконного владения ЗАО «ТД Сетуньская» (под руководством Елены Батуриной). В настоящее время компания намерена обжаловать данное решение в Высшем арбитражном суде.
По словам представителя Батуриной, компания «ТД Сетуньская» является законным собственником данной земли, а происходящий сейчас отъем земель является незаконным, с чем компания будет бороться. При этом, предпринимательница считает, что в любом случае, согласно действующему законодательству, если кто-то хочет использовать данную землю в своих целях, то он должен выплатить компенсацию.
Земля по улице Дыбенко может обойтись городу в 33 млн. рублей, именно в такую сумму оценивает ее собственник, который кстати признан банкротом.
Что касается третьего участка, то он принадлежит МНМЗ (100% принадлежит РФ), который, как говорит министр, обеспечивает авиационную, ракетно-космическую и атомную промышленность смазочными материалами. Кроме того, выполняет заказы Минобороны, и перенос или прекращения работы данного предприятия невозможно. Ранее правительство и РЖД просили передать технологии МНМЗ другому предприятию в Минэнерго, однако, это оказалось невозможным, говорит Михаил Курбатов (замглавы ведомства). Поскольку железнодорожная монополия является партнером мэрии в сфере создания сети ТПУ, на паритетных основах было создано ОАО «Московская кольцевая железная дорога» (МКЖД), которая уже ведет поиск инвесторов на строительство 31 ТПУ и 500-700 тысяч квадратов коммерческой недвижимости. При этом, в ведомстве отмечают, что возможно передать производство, не связанное с обеспечением обороноспособности страны, другим заводам, в результате чего некоторая площадь МНМЗ может освободиться. По словам одного из чиновников, в настоящее время обсуждается вариант, при котором свободные площади будут входить в состав специально созданного ОАО, акции которого будут переданы городу.