Майский день, именины сердца: на вторичном рынке загородного жилья Подмосковья зафиксирован двукратный скачок числа сделок
На сегодняшний день в предложении на вторичном рынке загородного жилья значится 74 221 объект. Наиболее весомая часть ассортимента – 44% – представлена коттеджами, 30% приходится на участки без подряда (УБП), 24% – на дачи и только 2% – на блокированную застройку (таунхаусы и дуплексы). За год экспозиция несколько сократилась – на 3%.
Средняя площадь выставленного на продажу коттеджа составляет 244 кв. м, дачи – 129 кв. м, таунхауса или дуплекса – 213 кв. м, УБП – 12 соток. Наибольшие изменения в метраже претерпели дачи: за год их средняя площадь уменьшилась со 191 кв. м почти на треть, в остальных форматах серьезных трансформаций не произошло.
За отчетный период средняя цена предложения сократилась во всех форматах, кроме коттеджей. Правда, и их стоимость возросла меньше чем на 1% – с 13 млн руб. до 13,1 млн руб. Самое значительное падение цены – на 19% – зафиксировано у дач. Если весной прошлого года такое домовладение предлагалось в среднем за 5,9 млн руб., то сегодня – за 4,8 млн руб. Участки и блокированные дома подешевели не столь заметно: средняя цена УБП снизилась на 5%, до 2 млн руб., таунхауса или дуплекса – на 3%, до 15,4 млн руб.
Однако главное, что отмечают эксперты, – это произошедший на загородной «вторичке» в мае скачок спроса. В последнем весеннем месяце здесь было заключено в 1,9 раза больше сделок, чем за аналогичный отрезок 2017 года.
«Вполне возможно, что подъем покупательской активности был вызван в том числе и хорошей погодой, которой порадовал нас май, – комментирует руководитель офиса «Новослободское» Департамента загородной недвижимости ИНКОМ-Недвижимость Алексей Сенчук. – Вместе с тем я считаю, что это также говорит о подвижках в психологии продавцов и покупателей. Первые – пусть и не массово, но понемногу – снижают цены, вторые оперативно реагируют на изменение ситуации и демонстрируют готовность быстрее выходить на сделку».
«Вместе с ростом спроса закономерно сдвинулись средние сроки экспозиции объектов, – добавляет руководитель офиса «Сретенское» Департамента загородной недвижимости ИНКОМ-Недвижимость Антон Архипов. – Сейчас для лотов эконом- и комфорт-классов они составляют 4-6 месяцев, для сегмента “бизнес” и выше – 8-10 месяцев. В начале весны мы могли говорить минимум о восьмимесячных сроках экспозиции, за исключением ситуаций, когда было необходимо срочно продать объект».
Что касается покупательских предпочтений, то 39% клиентов на «вторичке» выбрали коттедж, 36% – земельный участок, 23% – дачу и 2% – блокированный дом. Среди популярных локаций 14% лотов было приобретено на Белорусском направлении, 13% – на Рижском, по 10% сделок получили Киевское, Курское и Савеловское направления Подмосковья. 70% реализованных объектов находятся на расстоянии не больше 15 км от Москвы, 13% – от 16 до 45 км, 17% – свыше 45 км.
Впрочем, несмотря на оптимистичные показатели, основные проблемы загородной «вторички» – морально устаревшие дома и завышенные цены – все еще актуальны.
«Хотя рынок корректируется, темпы этих изменений не столь активны, как нам бы хотелось, – признается Алексей Сенчук. – Мы по-прежнему наблюдаем, что порядка 80% объектов на “вторичке” переоценены в среднем на 40%. Однако хочется надеяться, что позитивные сдвиги не закончатся на высоком весеннем спросе и мы увидим дальнейшее оживление рынка».