Реализация дорожной карты приведет к снижению арендных ставок в центре города
При условии реализации дорожной карты в полном объеме, достаточно большое количество компаний решится на переезд за МКАД, в результате чего арендные ставки офисной недвижимости в центре Москвы могут сократиться, а на окраинах города увеличиться.
С 15 мая текущего года, парковка в пределах Бульварного кольца станет платной, а с 2015 года – платить нужно будет и в пределах Третьего транспортного кольца. Ожидается, что многие станут пользоваться общественным транспортом или начнут перемещаться за границы ТТК.
По данным аналитической группы CBRE, офисные площади в центре города занимают более 3 млн. квадратных метров, порядка 357 бизнес-центров. Бизнес-центры, в общей сложности, предоставляли арендаторам до 33 тысяч парковочных мест. При этом, 35-45 тысяч автомобилей умудряются парковаться на центральных улицах. Как считают аналитики, при условии, что большинство автолюбителей будет вынуждено пересесть на метро, пассажиропоток повысится примерно на 3%. Даже нельзя представить себе, что будет, когда 35 тысяч дополнительных пассажиров окажутся в метро, особенно в час пик.
По информации RRG, по итогам декабря прошлого года, за пределами ТТК, на офисном рынке аренды присутствовало на 30% меньше предложений. За пределами Садового кольца, арендная ставка на офисы в среднем выросла на 5% в год, что составило 476 долларов за квадрат в год.
Как говорит Денис Колокольников (гендиректор RRG), за последние несколько лет, платежеспособный спрос стал потихоньку перемещаться за пределы Садового кольца, где стабильно повышается объем качественных площадей. В дальнейшем, ограничение строительства в центре города, высокие арендные ставки и т.д. приведут к еще большей концентрации спроса за пределами Садового кольца. В центре Москвы себе смогут позволить остаться лишь имиджевые компании, для которых месторасположение – вопрос престижа.
По мнению экспертов, тенденция переноса спроса на территории ТТК будет только расти. Также они считают, что результатом реализации дорожных реформ станет повышение арендных ставок на офисную недвижимость в непосредственной близости от железнодорожных станций.