Банки и компании предлагают ряд ипотечных программ по специальным условиям
По словам Владимира Лопатина (председатель совета директоров компании "ВСК-Ипотека"), на сегодня банки и компании готовы кредитовать участников долевого строительства на новом уровне. Если среди готовых объектов, на долю сделок с привлечением ипотеки приходится 20%, то среди объектов, находящихся на стадии строительства – свыше 30%. При этом, банки согласны кредитовать и предлагать спецусловия лишь аккредитованным партнерам. Подобная практика прикрепилась еще в период кризиса, когда произошла стагнация рынка, а компании с банками должны были решать проблему неплатежей и незавершенного строительства. Аккредитация означает проверку застройщика, всей документации, объекта строительства на предмет величины кредитного риска. То есть, при необходимости покупки квартиры, клиент должен оформлять кредит в этом банке на условиях кредитора, и выбирать квартиру из списка аккредитованных объектов и компаний.
Как говорит Лопатин, реализация большей части спецпрограмм кредитования проходит по объектам, которые кредитуются банком еще в стадии проектирования. В итоге, ранее выданный корпоративный кредит, банк замещает розничными кредитами. Риски в таком случае минимальны, что и позволяет банкам и компаниям предлагать спецусловия по конкретному объекту. При этом, перечень объектов, реализация которых проходит по специальным условиям, не очень большой, так как компании порой сотрудничают одновременно с несколькими кредитными организациями. По словам Алексея Новикова (глава компании Est-a-tet), при выводе нового объекта, мы аккредитовываем его сразу в нескольких банках, что позволяет нам предложить клиентам преференции – выбор различных банков, с индивидуальными условиями, различными ставками и т.д.
Компания SEZAR GROUP, например, не разрабатывает совместных программ с банками, в связи с тем, что для застройщика это маркетинговый ход с целью привлечения клиентов, говорит Сергей Ильягуев (глава компании «Источник», одной из структур SEZAR GROUP). Так называемые скидки для клиентов, банку возмещает застройщик. По словам Леонарда Блинова (директор по маркетингу Urban Group), на сегодняшний день большинство компаний используют маркетинговую ставку при сотрудничестве со Сбербанком и предлагают ипотеку с 8-10% ставкой. А в действительности, это скидка на жилье, которую застройщики трансформируют в низкую ставку по ипотеке. Наиболее привлекательным предложением для заемщиков является сниженная стоимость квартиры (относительно стандартных программ), по которой можно приобрести жилье в доме, возводимом компанией-партнером. Например, Банк Москвы предоставляет для заемщиков, приобретающих жилье в строящемся доме застройщиком-партнером, сокращение ставок на 0,5 п.п. Также, в рамках совместных предложений с компаниями, банки готовы пойти и на снижение размера первоначальных взносов.