Общественный контроль закупок: до, во время или после?
Эффективность общественный контроль при осуществлении закупок, обсудили участники круглого стола «Общественный контроль в государственном заказе: потенциал и перспективы», который состоялся в рамках проекта «Биржа торгов».
С инициативой проведения мероприятия выступили Департамент города Москвы по конкурентной политике, региональная общественная организация развития общественного контроля за контрактной системой в сфере закупок (РОККС) и Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина.
Поддержка общественных контролёров должна осуществляться на законодательном уровне, заявил учредитель РОО РОККС Михаил Красильников.
«Сегодня существует поддержка социально ориентированных НКО. Те, кто осуществляет общественный контроль за функционированием контрактной системы не являются социально ориентированными по закону. Представляется правильным найти на законодательном уровне поддержку общественных контролеров. Государство должно не меньше общественности быть заинтересованно за расходованием бюджетных средств. Поэтому помощь в лице общественников ему просто необходима», - заключил Михаил Красильников.
Понятие «Общественный контроль» не верное по своей природе, считает директор АНО «Информационная культура», автор общественных проекта «РосГосЗатраты», член экспертного совета при Правительстве РФ Иван Бегтин.
«То, что именуется общественным контролем, таковым сегодня по сути не является. Термин «общественный контроль» должен быть заменен на «общественный аудит». Необходимо сделать акцент на качестве жизни. Важно контролировать в первую очередь исполнение контрактов, а не открытость процедур, предшествующих определению поставщика. Контроль за исполнением контрактов должен стать частью большого процесса вовлечения граждан в управление государством», - сказал Иван Бегтин.
Обвинять всех заказчиков в причастности к коррупционным схемам не нужно, заявила доктор юридических наук, ведущий научный сотрудник, заведующая кафедрой частноправовых дисциплин ИЗиСП при Правительстве РФ Ольга Беляева.
«Публичные закупки - это весьма сложная материя, не стоит заблуждаться, что все заказчики априори являются коррупционерами и мечтают лишь о том, чтобы приобрести предметы роскоши за бюджетные деньги. Для того, чтобы действительно осуществлять эффективные общественный контроль, необходимо, что контролеры как минимум обладали тем же уровнем знаний как те, кого они контролируют. В противном случае заявления контролеров о якобы выявленных нарушениях, а также о предотвращении расточительных закупок можно поставить под сомнение», - сказала Ольга Беляева.
В качестве примера она привела интернет-проект WIKI-тыринг, отметив, что по большинству позиций можно привести массу контраргументов.
«То, что этим проектом позиционируется как «явные нарушения» и «подозрительные действия», в большинстве случаев о нарушении заказчиком законодательства о контрактной системе вовсе не свидетельствует», - резюмировала Ольга Беляева.
Не все предусмотренные законом формы общественного контроля являются эффективными и позволяют обеспечивать соблюдение общественных интересов, убеждена партнёр юридической группы «Яковлев и партнеры», руководитель практики «Размещение заказа. Административное и судебное обжалование», адвокат Екатерина Смирнова.
«В рамках Закона о контрактной системе можно выделить три основных формы общественного контроля в зависимости от стадии размещения заказа. Он может осуществляться как на стадии обсуждения и поведения закупки, так и на стадии исполнения государственного/ муниципального контракта», - сказала Е. Смирнова.
За вовлечение общественных объединений юридических лиц к работе закупочных комиссий выступает генеральный директор некоммерческого партнерства «Гильдия субъектов деятельности в сфере торгов» Владимир Рябов.
«От профессионализма и информационной поддержки деятельности общественных контролеров во многом зависит то, как их будет воспринимать заказчик. Это касается закупок как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ», - сказал В. Рябов.
В обсуждение актуальных вопросов общественного контроля приняли участие представители государственных и муниципальных заказчиков, бизнес-сообщества, и будущие специалистов в области предпринимательского права – студентов и магистрантов Института бизнес права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).