Машино-места в новых ЖК: в комфорт-классе покупательский спрос в ряде случаев достигает 7-кратного снижения, в бизнес-классе количество арендаторов выросло на 25%
По данным Департамента новостроек ИНКОМ-Недвижимость, покупательский спрос на парковочные места в новых ЖК комфорт-класса в среднем упал в 5 раз по отношению к I кварталу 2015 года, абсолютное большинство машино-мест приобретается в рамках бонусных акций; в новостройках класса «бизнес» в I квартале 2016 года отмечена новая тенденция – найм машино-мест как альтернатива покупке становится все популярнее: число арендаторов за этот период увеличилось на 25%.
На фоне сокращения спроса на жилую недвижимость существенно снизилась и покупательская заинтересованность в парковочных местах на территориях новых жилых комплексов комфорт-класса. Так, в 2016 году по сравнению с I кварталом 2015-го (когда еще продолжалась инерция резкого подъема покупательской активности на первичном рынке конца 2014 года) спрос на машино-места упал в 5 раз, а в отдельных ЖК отмечено его 7-кратное снижение. Иная ситуация складывается в ЖК категорий «бизнес»: развитие платного парковочного пространства в столице способствует востребованности машино-мест в жилых комплексах указанного сегмента.
Юлиан Гутман, директор Департамента новостроек ИНКОМ-Недвижимость, комментирует: «Средний бюджет покупки машино-места в ЖК бизнес-класса немного уменьшился: он составляет сейчас около 1,7 млн рублей против 1,9 млн рублей в прошлом году. При этом в качестве альтернативы приобретению места на парковке все больший интерес вызывает его аренда: за I квартал 2016-го количество нанимателей машино-мест в ЖК бизнес-класса увеличилось на 25%. Зачастую застройщики предлагают от 3 до 6 месяцев найма в подарок или вовсе предоставляют покупателям квартир парковочные места в качестве бонуса. В проектах более бюджетных сегментов нет возможности просто «подарить» места в подземном или надземном паркинге, заложив их цену (пусть и сниженную) в стоимость жилого объекта. В целом можно констатировать, что с апреля 2015 года и по настоящее время абсолютное большинство мест для размещения авто в новых ЖК приобретается в рамках бонусных акций».
В связи с дефицитом столичных территорий для строительства надземные парковки получили большее распространение в «новой Москве» и в Подмосковье. Около 80% новостроек здесь имеют именно такой вид паркинга – отдельно стоящие объекты капитального строительства гаражного назначения, которые подразделяются на закрытые наружными стенами и открытые.
Наличие подземного паркинга в многоэтажных проектах классов «бизнес» – фактически обязательное условие. Однако в последнее время и для столичных ЖК комфорт-класса подземный паркинг становится нормой. Например, в одном из корпусов столичного ЖК «Загорье» (ул. Михневская) имеется масштабный двухуровневый паркинг. Среди реализуемых в Москве проектов бизнес-класса показателен ЖК «Маршал» (ул. Маршала Рыбалко): здесь двухуровневый подземный паркинг обеспечивает машино-местами не только жителей комплекса, но и владельцев коммерческих помещений. В ЖК «На Циолковского» (ул. Циолковского) парковка фактически расположена на уровне цокольного и первого этажей межу двумя корпусами комплекса.
Обеспеченность жителей домов парковочными местами в Москве и Московской области регламентируется разными нормативными документами. Согласно Московским городским строительным нормам от 1 января 1999 года, необходимое количество парковочных мест напрямую зависит от категории жилья. Так, для домов повышенной комфортности, где полагается более 50 кв. м на одного жителя, предусмотрено выделение 2 машино-мест для каждой квартиры. В зданиях первой категории, где на жителя приходится от 30 до 50 кв. м, должно быть отдано не менее 1,7 машино-места на одну квартиру. И, наконец, в домах второй категории с нормой до 30 кв. м на жителя положено обеспечить каждую квартиру не менее чем 1 машино-местом.
В Подмосковье требования в части строительства паркингов регламентируются постановлением Правительства Московской области от 24 июня 2014 года «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Московской области»: в нем рекомендуется предусматривать размещение мест для хранения авто жителей дома из расчета 1 машино-место на квартиру. Если же этого недостаточно, постановлением разрешена установка подземных или надземных гаражей.
«Опыт продаж прошлого года показал, что в условиях снижения покупательской активности успешная реализация проектов возможна только при разумном подходе к ценообразованию, точном определении покупательских предпочтений и максимальном соответствии им. Сказанное распространяется и на потерявшие спрос машино-места. Акции и бонусы помогают обратить внимание покупателя на проект, а наличие парковочных мест (при весьма спорной рентабельности возведения паркинга) дает ЖК в сегменте масс-маркета конкурентное преимущество», – отмечает Юлиан Гутман.