АРХИWOOD-2014: определен шорт-лист премии
14 апреля Экспертный совет премии АРХИWOOD определил шорт-лист премии 2014 года.
Общероссийская премия АРХИWOOD – за лучшее сооружение из дерева – вручается в этом году в пятый раз. Каждый год премия меняется и совершенствуется: в этот раз значительно расширился состав номинаций. К пяти постоянным («Загородный дом», «Общественное сооружение», «Малый объект», «Дизайн городской среды», «Арт-объект») добавились еще четыре: «Интерьер», «Дерево в отделке», «Реставрация», «Предметный дизайн».
Две первые уже фигурировали в премии, появление же двух других знаменует отрадные тенденции последних лет. В русском дизайне появляются новые имена, их радостно встречают Милан и Кельн, но в отечестве они не слишком известны. Из тех, кто сделал ставку именно на дерево, наиболее активно московское бюро «АРХПОЛЕ», и логично, что их стул FOOLMOON оказался в шорт-листе премии. О том, что в русском дизайне в моде сермяжность и брутальность, свидетельствует и стол Ивана Овчинникова. Куратором номинации стала Юлия Пешкова, ведущий российский эксперт в этой сфере, а всего здесь представлено 62 деревянных объекта. Некоторые из которых можно будет увидеть и оценить живьем – на третьем этаже ЦДХ.
Иван Овчинников известен также как создатель фестиваля «Города» – три объекта с последнего феста, в 2013 году проходившего в Москве, украсили номинацию «Дизайн городской среды»: это «Микролофт», «Яйцо» и «Микростудия». Посоперничают с ними в этой номинации вологодская «Модульная ярмарка» Михаила Приемышева и ярославская «Библиотека на бульваре». Городские фестивали прошли и в Казани: «Куб-Ka’bah-Cube» располагался непосредственно в кремле.
Из Казани же и Дворец водных видов спорта, построенный, правда, московскими звездами – Сергеем Чобаном и Сергеем Кузнецовым. Конструкции из клееной древесины применены и в бассейне бюро «Атриум». В той же номинации «Общественное пространство» – многофункциональный павильон в Сочи, демонстрирующий, как идет дереву умело сделанная раскраска; элегантное белоснежное кафе в Киеве и самый необычный во всем шорт-листе объект – шоу-рум компании «НЛК-Домостроение». Его волнистые стены набраны из самого обычного бруса, что демонстрирует новые возможности такого, казалось бы, привычного материала.
Фестиваль «Архстояние» представляет стильную серую «Казарму» и хитрокомбинируемые домики «Клевер». «Архферма» же, привычный конкурент «Архстояния», безвременно почила в бозе, что, впрочем, не помешало ее основателю Ивану Овчинникову создать бюро BIO-Architects, громко заявившее о себе «ДубльДомом». Это, пожалуй, наиболее актуальный в шорт-листе премии объект: серийный модульный дом с заранее проведенными коммуникациями. Качественно изготовленный в заводских условиях, он перевозится на машине и за один день устанавливается на любом загородном участке, легко подключаясь к сетям.
В номинации «Загородный дом» с ним будут конкурировать «Светлячок» Тотана Кузембаева, неоклассическая усадьба Николая Белоусова и дом бюро Le Atelier, смутно напоминающий Алвара Аалто. Но необычней всех выглядит Deco Pattern House Петра Костелова: стены простого параллелепипеда превращены в сплошной узор, вызывающий в памяти резьбу по дереву, но явно пропущенную через компьютер. Продолжает тему дом Федора Опарина в Ленинградской области: привычную типологию коттеджа оттеняют состаренная неструганая доска и сдвижные жалюзи.
В номинации «Арт-объект» явно «зажигают» скульптура из брусков «Белый медведь Жерар» Кирилла Баира и объект «выСОТЫ» с фестиваля «Бухарт» под Иркутском. Здесь же – «Разговор со спиралью» Аллы Урбан (настоящее современное искусство из дерева) и трогательная выставка в Нижнем Новгороде, посвященная исчезающей деревянной застройке города (проект фотографа Владислава Ефимова и куратора Алисы Савицкой).
Вторая новая номинация премии – «Реставрация». В шорт-листе премии такие объекты два раза уже присутствовали: церковь в Цыпино и церковь из деревни Бородава (обе – работы лучшего отечественного реставратора Александра Попова). Но они так и оставались номинантами, поскольку конкурировать им было попросту не с кем. Но бедственное состояние отрасли заставило Оргкомитет взяться за дело с утроенной энергией и собрать-таки в лонг-листе премии шесть номинантов. Правда, привлеченные эксперты (Александр Попов, Игорь Шургин, Андрей Бодэ, Ольга Севан и др.) в своих оценках этих работ разошлись решительно, что особенно остро это проявилось в оценке реставрации Никольской церкви в Ворзогорах. Сделанная без проекта, без исторического инструмента, не вполне аутентично – это, конечно, непрофессиональная работа. Но, с другой стороны, если бы не было общественного движения «Общее дело», которое уже шестой год ремонтирует и консервирует северные храмы усилиями добровольцев, то и храмов бы этих, скорее всего, уже не было.
Главным же героем экспозиции на третьем этаже станет современная деревянная архитектура Штирии. В этом австрийском регионе из дерева строят не только частные дома, но и самые разные общественные сооружения: школы, детские сады, офисы и даже тюрьмы. Представляет выставку партнер проекта АРХИWOOD – австрийское архитектурное сообщество SEEWOOD, глава которого Вернер Нусмюллер входил в жюри премии АРХИWOOD в 2012 году.
Организатором и Генеральным партнером проекта по традиции выступает компания «Росса Ракенне СПб» (HONKA), остается неизменным и место проведения выставки номинантов – в павильоне «Периптер» у входа в ЦДХ. Каталог премии также будет издан неизменным партнером проекта – издательством TATLIN (Екатеринбург).
Выставка состоится в рамках IV Московской биеннале архитектуры 21–25 мая 2014 года. Победителей, как всегда, выберет профессиональное жюри: в его состав в этом году вошли архитекторы Александр Скокан и Карл-Хайнц Бойгер, победители премии разных лет Григорий Дайнов и Степан Липгарт, дизайнер Стас Жицкий, глава ТДВ-Треста Василий Носов и критик Юлия Тарабарина. «Народное голосование» пройдет с 13 по 23 мая на сайте премии.
Торжественная церемония награждения состоится 23 мая в 18.30 в конференц-зале ЦДХ.
На фото: «Куб-Ka’bah-Cube», «ДубльДом», «выСОТЫ».