100 дней до покупки: срок принятия решения о приобретении жилья на вторичном рынке достиг максимума, а количество просматриваемых объектов увеличилось в 2 раза
По итогам февраля в Департаменте вторичного рынка Инком-Недвижимость отметили укрепление тенденции увеличения покупательской активности в этом сегменте столичного рынка жилья. Относительно января 2016 года количество обращений по вопросам купли-продажи жилых объектов (звонки, консультации) возросло на 27,9 %, а договорных обязательств о проведении сделок – на 74,2 %. Активизация спроса при этом не влечет повышение стоимости жилья. Ключевым конкурентным преимуществом на сегодняшнем «рынке покупателя» является цена, и при текущей рыночной конъюнктуре продавцы, как правило, не имеют возможности использовать в своих интересах возросшее внимание потребителей. Те в свою очередь крайне взыскательны и избирательны. Средний срок экспозиции в феврале составил 100 дней: покупатели не торопятся с принятием решений, не ожидая резких перемен на рынке.
По данным Аналитического центра, в феврале существенно увеличился срок экспозиции: на 12,4 % относительно января и на 28,2 % по сравнению с февралем 2015 года. Более того, нынешний показатель – максимальный за историю наблюдений с 2012 года. В сочетании с активизацией покупательского спроса такую коррекцию можно объяснить крайней выдержанностью и избирательностью потребителей при принятии решении о приобретении жилплощади.
Средний срок экспозиции на вторичном рынке жилья Москвы, дней
По оценкам специалистов компании, в настоящее время покупатель на вторичном рынке жилья смотрит в среднем 10 объектов, прежде чем принимает решение о покупке. Докризисный показатель на стабильном рынке был вдвое меньше – 5 объектов. «Сейчас очень часто звонит покупатель и уверенным тоном сообщает: «Знаете, мы смотрели у вас квартиру два месяца назад и теперь приняли решение ее купить». Такая ситуация на докризисном рынке – нонсенс. Решение о покупке принималось, как правило, в течение нескольких дней (а часто на следующий) после того, как был найден подходящий объект. Сейчас потребитель не торопится с выбором, понимая, что рыночная конъюнктура складывается в его пользу, и не ждет резких перемен – ни положительных для себя, ни отрицательных. Условно говоря, он ходит по рынку – смотрит, выбирает, прислушивается к ощущениям… В итоге у собственника, воодушевленного частыми просмотрами, может сложиться впечатление исключительного интереса к его объекту. Но часто это иллюзия. Просто при принятии решения о покупке теперь задействовано больше квартир», - разъясняет ситуацию директор Департамента вторичного рынка ИНКОМ-Недвижимость Сергей Шлома.
По данным аналитиков, в нынешнем феврале количество обращений граждан в компанию за консультациями по выставленным на продажу объектам увеличилось относительно января на 27,9 %. При этом данный показатель на 3,8 % ниже, чем в феврале 2015 года - это, в частности, свидетельствует о положительной динамике спроса в рамках кризисного периода, но не о массовом возвращении покупателя на рынок.
Одновременно в феврале в компании отмечена очевидная положительная динамика реального спроса: 74,2 % относительно января. Существенный ежемесячный прирост также не должен вводить в заблуждение – прежде всего, он объясняется «каникулярным» фактором: продолжительным периодом выходных дней в январе. Показательным в данном случае является сравнение количества договорных обязательств о проведении сделок в феврале 2015 и 2016 гг. В минувшем месяце этот показатель в компании оказался на 19,2 % выше, чем год назад.
Объем предложения на московском вторичном рынке жилья в феврале составил 43 456 объектов. По сравнению с февралем 2015 года их количество увеличилось на 8,9 %, однако относительно января нынешнего года снизилось на 2 %. «Активность покупателей в последние 3 месяца позволила реализовать значительную часть объектов, в том числе тех, которые находились в продаже продолжительное время», - отмечает Сергей Шлома. Его слова подтверждаются общей статистикой рынка и внутренними показателями компании: с ноября 2015 года количество эксклюзивных объектов в базе данных компании сократилось на 10,4 %, отрицательная коррекция объема предложения в целом на рынке составила за указанный период 6,4 %.
На фоне заметной коррекции ряда ключевых рыночных показателей неизменной осталась средняя цена предложения – 185,9 тыс. рублей за кв. м, что соответствует значению января. С начала 2016 года отрицательная динамика заявленной средней стоимости в сегменте вторичного жилья Москвы составила 0,4 %, а относительно февраля 2015 года – 7,4 %.
Актуальные показатели средних цен в зависимости от формата жилья и их изменение в течение месяца представлены в таблицах ниже:
ЦАО |
ЗАО |
СЗАО |
САО |
СВАО |
ВАО |
ЮВАО |
ЮАО |
ЮЗАО |
ЗЕЛАО |
378 556 руб./м2 |
211 032 руб./м2 |
185 481 руб./м2 |
186 635 руб./м2 |
174 266 руб./м2 |
160 488 руб./м2 |
158 138 руб./м2 |
165 603 руб./м2 |
189 603 руб./м2 |
114 242 руб./м2 |
- 1,3 % |
+ 0,8 % |
+ 0,1 % |
+ 0,4 % |
+ 0,3 % |
- 0,1 % |
- 0,3 % |
0 % |
+ 0,2 % |
+3,9 % |
- по количеству комнат:
1-комн. |
2-комн. |
3-комн. |
4 и более комн. |
179 827 руб./м2 |
179 201 руб./м2 |
181 359 руб./м2 |
351 526 руб./м2 |
+ 0,4 % |
0 % |
- 0,5 % |
- 1,3 % |
- по типу строений:
Блок |
Панель |
Кирпич |
«Сталинский» |
Монолит |
172 731 руб./м2 |
164 949 руб./м2 |
204 579 руб./м2 |
229 810 руб./м2 |
239 396 руб./м2 |
+ 0,2 % |
- 0,1 % |
+ 0,1 % |
+ 1,3 % |
- 0,8 % |
- по сегментам рынка жилья:
Эконом- |
Комфорт- |
Премиум- (бизнес-) |
163 693 руб./м2 |
182 241 руб./м2 |
262 119 руб./м2 |
0 % |
+ 0,1 % |
+ 1,3 % |