В кризис средний чек на первичном рынке жилья уменьшился на четверть, но только 10% покупателей выбирают самые низкобюджетные объекты

24.02.2016

В настоящее время по сравнению с предкризисным 2014-м средний бюджет покупки квартиры на первичном рынке массового жилья уменьшился примерно на четверть, срок принятия решения о приобретении увеличился в два раза. При этом только 10% покупателей ищут самые дешевые варианты, а 20% буквально «охотятся» за наиболее выгодными предложениями.

Условия экономической нестабильности в немалой степени скорректировали систему мотивации покупателей недвижимости на первичном рынке массового сегмента и, как следствие, их предпочтения, поведенческие модели, а также финансовые затраты на приобретение жилплощади.

Так, в Московской области до кризиса средний бюджет покупки первичного жилья в массовом сегменте (эконом- и комфорт-классы) составлял 4-5 млн рублей, в столице – 7-9 млн рублей. Тогда как сегодня, по итогам конца 2015 года и начала 2016-го, средний чек в Подмосковье сократился до 3-3,7 млн рублей, а в столице (с учетом новых территорий) – до 5-7 млн рублей.

Несмотря на тенденцию сокращения расходов, самое низкобюджетное жилье на первичном рынке выбирают не более 10% потенциальных покупателей. Абсолютное большинство руководствуется правилом сбалансированности: ищет оптимальное соотношение цены и качества, рассматривает предложения комплексно, учитывая транспортную доступность ЖК, наличие развитой инфраструктуры в районе, его экологическую обстановку. При большом выборе предложений благоприятные характеристики такого рода далеко не всегда ощутимо влияют на стоимость объекта: застройщики используют их преимущественно для привлечения покупателей – очевидно, что при схожести цены потребитель отдает предпочтение наиболее выигрышному варианту.

Сроки принятия решения о приобретении квартиры также изменились: до кризиса размышления длились около полутора-двух недель. В настоящее время, когда количество предложений крайне велико, покупатели тщательно сравнивают акции, спецпредложения и условия покупки в разных проектах, поэтому срок принятия решения в среднем увеличился до месяца. Однако специалисты ИНКОМ-Недвижимость отмечают особенность: около 20% нынешних покупателей фактически «охотятся» за наиболее выгодными предложениями и, найдя подходящий вариант, подписывают договор о покупке в течение нескольких дней. Кроме того, долгие раздумья не соотносятся с предложениями, где предусмотрены серьезные скидки (которые могут доходить до 25%) – подобные акции действуют в течение ограниченного времени.

Конверсия обращений потенциальных покупателей в сделки в конце 2015 года – начале 2016-го составляет 30%. Показатель конверсии в конце 2013 года – 12%. При этом число самих обращений уменьшилось на 35% против показателей аналогичного периода 2013 года. Сравнивать сегодняшний спрос на новостройки с покупательским ажиотажем конца 2014-го некорректно, так как ситуация того времени нетипична и связана, в основном, со стремлением граждан конвертировать в недвижимость рублевые накопления на фоне резкой девальвации национальной валюты. Ослабление рубля последнего времени не стало стимулом к стремительному росту спроса: заинтересованность потенциальных покупателей в начале года по сравнению с декабрем 2015-го повысилась на 18%. Но этот показатель предсказуемо оказался ниже спроса в январе 2015 года (когда по инерции продолжалось действие потребительского бума конца 2014 года): разница составляет 25%.

Структура спроса на рынке сохраняет тенденции второй половины 2015 года: по-прежнему 80-87% покупателей заинтересованы в объектах эконом- и комфорт-классов как в ближнем Подмосковье и «новой Москве», так и в пределах старых границ столицы. В докризисный период соотношение спроса на жилье эконом- и комфорт-классов по сравнению с более дорогим – бизнес-класса – было иным: 55% к 45% в столице и 75% к 25% в «новой Москве» и Подмосковье.

Запросы покупателей в отношении метражей объектов, и, соответственно, предлагаемые застройщиками варианты различались в Москве и Московской области и до кризиса, и в настоящее время: в столице даже в массовых сегментах распространены более просторные квартиры. В целом в кризисный период отмечено уменьшение площадей на 10-15 кв. м. Особенно четко минимизация прослеживается на примере трехкомнатных квартир. При стабильных экономических условиях стандартные для столичных «трешек» размеры – 80-110 кв. м; в проектах же, вышедших в продажу в кризис, наиболее востребованные метражи – 75-85 кв. м. В Московской области популярные площади в 70-75 кв. м уменьшились до 60-75 кв. м.

И в столице, и в области до кризиса были распространены просторные «однушки» площадью до 55 кв. м. Сегодня покупатели чаще выбирают объекты с функциональной планировкой и размером около 30 кв. м, в том числе, квартиры-студии. Однако основной спрос приходится не на однокомнатные, а на двухкомнатные квартиры площадью 55-60 кв. м (в качестве примера можно привести квартиры в ЖК «Фортис», г. Пушкино) или на двухкомнатные студии площадью от 45 кв. м, где объединены кухня и столовая (такие предложения часто встречаются на территориях «новой Москвы», например, в ЖК «Белая звезда», г. Щербинка).

Специалисты первичного рынка Инком-Недвижимость отмечают тенденцию увеличения доли москвичей среди покупателей новых квартир в Подмосковье и «Новой Москве» – ежегодно на 10%-15%. Юлиан Гутман, директор Департамента новостроек компании, комментирует:
- В этом нет ничего удивительного, ведь, продав, к примеру, однокомнатную квартиру в Москве на вторичном рынке, можно приобрести трехкомнатную в подмосковной новостройке. Транспортная доступность во многих городах-спутниках сегодня становится лучше – продлеваются ветки метрополитена и открываются новые станции, вводятся новые маршруты скоростных трамваев и электропоездов, расширяются основные магистрали. В самих областных городах активно развивается не только транспортная инфраструктура, но и социальная, культурная, спортивная. Благоприятная экологическая обстановка также играет немаловажную роль. Все это в совокупности способствует популяризации Подмосковья и усилению тенденции переезда москвичей в область. 


Материалы по теме


Вернуться к спискуАрендатора объекта под детский сад в шаговой доступности от метро «Электрозаводская» определит аукционПодмосковье создает современную инфраструктуру ритейла
Спецпредложения
1-комн. квартира 6,1 млн.p
1-комн. квартира 6,1  млн.p
Московская обл, Балашиха г, Павлино д, Троицкая ул, 3
41.8 / 18.4 / 11 м2 6 этаж из 17
Оставить заявку
3-комн. квартира 5,0 млн.p
3-комн. квартира 5,0  млн.p
Московская обл, Воскресенск г, Белоозерский пгт, 50 лет Октября ул, 16
56.7 / 41 / 6 м2 4 этаж из 9
Оставить заявку
1-комн. квартира 6,7 млн.p
1-комн. квартира 6,7  млн.p
Московская обл, Химки г, Международный кв-л, Береговая ул, 6
49.8 / 23 / 18 м2 1 этаж из 8
Оставить заявку
Дом 145,0 млн.p
Дом 145,0  млн.p
Московская обл, Красногорск г, Нахабино п, Московская ул
15 соток / 250 м2
Оставить заявку
Участок 12,5 млн.p
Участок 12,5  млн.p
Московская обл, Раменское г, Михалевича ул
100000 соток
Оставить заявку
1-комн. квартира в новостройке 19,5 млн.p
1-комн. квартира в новостройке 19,5  млн.p
Москва г, Береговой проезд, 5к1
41.6 / 20 / 10 м2 10 этаж из 21
Оставить заявку
3-комн. квартира 5,2 млн.p
3-комн. квартира 5,2  млн.p
Москва г, Южнобутовская ул, 145
76.3 / 17 / 11.2 м2 1 этаж из 6
Оставить заявку
2-комн. квартира 15,5 млн.p
2-комн. квартира 15,5  млн.p
Москва г, Нелидовская ул, 18
54.2 / 34.2 / 7.7 м2 2 этаж из 4
Оставить заявку
Дом 33,0 млн.p
Дом 33,0  млн.p
Москва г, Щаповское п, Шаганино д
12 соток / 207 м2
Оставить заявку
Участок 9,9 млн.p
Участок 9,9  млн.p
Москва г, Марушкинское п, Акиньшино д, Акиньшинская ул
9 соток
Оставить заявку
Участок 5,3 млн.p
Участок 5,3  млн.p
Москва г, Щаповское п, Оазис снт
10 соток
Оставить заявку
Участок 7,2 млн.p
Участок 7,2  млн.p
Москва г, Краснопахорское п, Подосинки снт
7 соток
Оставить заявку
Участок 5,9 млн.p
Участок 5,9  млн.p
Москва г, Щербинка г, Комсомольская ул
4 соток
Оставить заявку
Участок 6,6 млн.p
Участок 6,6  млн.p
Москва г, Марушкинское п, Марушкино д
6 соток
Оставить заявку