Москва укрепляет связи с инвесторами
В планах властей Москвы укрепление взаимодействий с инвесторами. Вложения планируются в строительство жилья, социальной инфраструктуры и коммерческой недвижимости. Среди основных направлений инвестиций – развитие транспортной инфраструктуры, что является новым направлением для городских властей. По мнению мэра Москвы Сергея Собянина, город заинтересован в бизнесе, проекты которого окажут положительное воздействие на улучшение уровня жизни горожан.
Общие показатели инвестиций
За прошлый год объем инвестиций составил порядка 1,4 трлн. руб., что намного выше докризисного уровня 2008 года. Общий показатель ввода недвижимости составил 8,6 млн. кв. м. Заммэра Москвы Марат Хуснуллин отметил, что далеко не каждый мегаполис мира может похвастаться такими показателями.
Несмотря на высокие темпы строительства, инвесторы понимают, что недостаточно просто строить жилые комплексы и создавать спальный районы, нужно образовывать новые точки притяжения, развивать инфраструктуру, создавать образ жизни, считают власти Москвы.
Например, на ЗИЛе, где готовится к вводу в эксплуатацию несколько миллионов квадратных метров жилых и коммерческих помещений, точку притяжения образуют Дворец для водных видов спорта и Ледовая арена. В Тушино возводится стадион «Спартак» и несколько спортивных объектов. Власти гарантируют поддержку проектам, направленным на улучшение качества жизни москвичей.
Застройка промышленных зон
Особое внимание, по мнению мэра Москвы, должно уделяться застройке промзон, которые занимают почти пятую часть города. В 2013 году было разработано несколько проектов планировки для промышленных зон, на территориях которых к настоящему моменту уже возведено около 1,3 млн. кв. метров жилья. Чиновники уверены, что инвесторы уже давно заинтересованы в освоении промзон. Большая часть промышленных территорий расположена близко к центру, что создает для них дополнительную привлекательность.
Потенциал промышленных зон столь велик, что позволяет возвести на их месте порядка 70 млн. кв. м. жилой, коммерческой и социальной недвижимости. Строительство ведется столь быстрыми темпами, что с момента принятия решения о застройке промзоны до ее выхода на площадку проходит очень мало времени. Лишь в прошлом году в Каннах на выставке MIPIM власти Москвы представили проект по реорганизации ЗИЛа. За этот год там планируется сдать около 150 тыс. кв. м. жилых и коммерческих площадей. Огромным градостроительным потенциалом, по мнению Марата Хуснуллина, обладают территории Новой Москвы. В перспективе строительство около 100 млн. кв. м. недвижимости и создание около 1 млн. рабочих мест. К 2015 году схемы территориального планирования застройки Новой Москвы войдут в Генплан. В документах будут обозначены границы строящихся объектов.
Развитие транспортной инфраструктуры
Транспортная инфраструктура требует, по словам мэра Москвы, особого внимания. Город возлагает большие надежды на инвесторов. По данным департамента экономической политики и развития, за последние полтора года в рамках ГЧП (государственно-частного партнерства) было привлечено около 340 млрд. рублей. Самым распространенным видом ГЧП является концессия. В данном случае объект возводится на совместные средства государства и инвестора. Право собственности остается при этом за государством, но управляет объектом частный инвестор. К категории данных проектов относится строительство северного дублера Кутузовского проспекта, предварительная сумма инвестиций в которое составляет 40 млрд. рублей.
В настоящее время все больше инвесторов рассматривают возможность строительства дорог и развязок рядом со своими объектами. Договоренности достигнуты по поводу строительства развязки на Боровском шоссе в месте строительства жилого микрорайона, строительство дублеров МКАД в районе строительства МВЦ Крокус-Экспо.
По расчетам М. Хуснуллина, благодаря участию девелоперов город сэкономит на создании дорожных объектов около 40 млн. руб. из бюджетных средств.
В планах на ближайшие годы строительство 255 ТПУ с перехватывающими парковками, примерная стоимость которых составляет 600 млрд. руб.
В перспективе на ближайшие 10 лет создание в Москве 2 млн. машиномест, 25-30% из которых будет создано в новых ТПУ. В строительстве транспортно-пересадочных узлов примут участие ОАО «РЖД», ОАО «МКЖД», ГУП «Московский метрополитен», а также ОАО «Мосинжпроект». Власти готовы профинансировать освобождение площадок для строительства ТПУ, все остальное, включая проектирование, строительство и эксплуатацию объектов – задача инвесторов.
Социальная инфраструктура города
Инвестиции в социальную инфраструктуру также заслуживают особого внимания со стороны инвесторов. Власти столицы хотели применить принцип конфессиональных соглашений для строительства детских садов, но пока это нереализуемый проект, но в перспективе он станет реальностью. Кроме того. Год назад стартовала программа «Доктор рядом» по созданию в Москве частной системы здравоохранения. Такие медпункты должны стать альтернативой традиционным поликлиникам, которые постоянно испытывают чрезмерную нагрузку. По замыслу властей, частные инвесторы откроют такие мини-клиники, где профессиональные специалисты будут бесплатно оказывать первичную медицинскую помощь. За аренду таких помещений правительство Москвы устанавливает символическую плату – 1 рубль за кв. м. в год. Еще одним примером ГЧП в медицинской сфере является ГКБ №63, в результате реконструкции которой в Москве появится уникальный для России многоплановый медицинский центр.
По словам экспертов, инвестиционный потенциал России весьма высок. Муниципальные власти проявляют большой интерес к расширению текущих и запуску новых производственных мощностей в регионах. Основной проблемой российской экономики, как считают эксперты, по-прежнему остается недостаточное развитие транспортной инфраструктуры.