Отмена трудовых книжек – хорошо или плохо?
Напомним, что ранее Александр Сафонов (замминистра здравоохранения и социального развития) говорил о возможной отмене трудовых книжек.
Отмена трудовых книжек - хорошо или плохо? По этому поводу разгорелись нешуточные дискуссии. Граждане и профсоюзы заволновались, работодатели интересуются: «Как будет теперь учитываться стаж для досрочных пенсий и получения звания "ветеран труда"? Не будут ли ущемляться права работников? Как доказать работодателю свою квалификацию, если нет записи в "трудовой"?».
Александр Сафонов, глава Комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев и ряд экспертов собрали "экстренный "круглый стол", чтобы разъяснить все коллизии.
По словам замминистра, трудовые книжки были созданы в советское время с целью контроля и давления на человека. И сегодня возникает много проблем с ее использованием. Человека могут уволить по «статье» и запись в книжке будет мешать карьере, даже если суд признает недействительность записи и ее изменят. Кроме того, у многих работающих за рубежом или фрилансеров опыт в книжке не фиксируется. А если человек пришел устраиваться на стационарное место, то могут возникнуть проблемы – никаких записей, подтверждающих стаж и опыт в трудовой нет и у работодателей зарождаются сомнения. Также, если человек работает на крупном предприятии, а головной офис находится в другом городе, возникают сложности с пересылкой документов и с трудоустройством на другую работу.
«Что касается пенсий и больничных, то сейчас Пенсионный фонд России и Фонд соцстраха ведут персонифицированный учет граждан, где учитывается все - и стаж работы, и количество перечисленных взносов, так что трудовая книжка скоро не будет влиять на назначение пособий. Кроме того, известны случаи, когда записи в них были формальными. А квалификация должна подтверждаться дипломами, сертификатами и умениями человека» - говорит Сафонов.
Андрей Исаев поясняет, - "Трудовые книжки никто не планирует отменять целиком, они останутся, и в том числе будут носить доказательный характер в случае судебных разбирательств". А вот ответственность с работодателя перейдет к работнику. Последний будет хранить ее у себя, и если ему нужна будет запись в книжке, то работодатель не не сможет отказать ему в этом. Трудовые отношения будут регулироваться трудовыми договорами, что в обязательном порядке действует и в настоящее время. Прием человека на работу и увольнение фиксируются соответствующим приказом. И в случае отмены трудовых книжек, работодатель может отдать на руки работнику копии этих приказов. И следует знать, что на сегодняшний день в случае возникновения проблем суд признает трудовой договор и копии приказов, а не трудовые книжки.
«По поводу вредных условий труда и получения звания "ветеран труда" данные также будут учитываться Пенсионным и социальными фондами, плюс опять же записи в трудовых книжках будут действительны, так что доказать право на досрочную пенсию и на звание человек сможет. Кроме того, прежде чем решение об отмене трудовых книжек будет принято, его должны одобрить профсоюзы, работодатели и правительство (все участники российской трехсторонней комиссии по социально-трудовым отношениям), и пока не будет согласия по всем пунктам, поправки в Трудовой кодекс не внесут», - добавил Исаев.
Несмотря на это, профсоюзы все еще сомневаются в правильности данного решения. Олег Соколов (глава департамента социально-трудовых отношений Федерации независимых профсоюзов) комментирует, - «Во-первых, в федерацию приходит много писем о том, что нарушены трудовые права людей, не могут найти работодателей, и это затрудняет начисление пенсий. Во-вторых, трудовые договоры сейчас зачастую не исполняются на должном уровне, и если отменять "книжки", надо ужесточать ответственность работодателей за ненадлежащее ведение и исполнение договоров. В-третьих, конечно, нужно придумать систему подтверждения квалификации человека и должного учета стажа работы в опасных условиях. Если эти и иные нюансы будут учтены, мы не станем возражать против отмены "трудовых". Но, скорее всего, это произойдет не в 2012 году, а позже".
Российская газета