Ипотека привела к росту объемов строительства жилья
Сокращение инвестиционно-строительного цикла позволит российским строителям попытаться добиться ввода рекордного объема многоквартирного жилья в 2023 году. Об этом в рамках итоговой конференции газеты «Московская перспектива» на тему «Строительная отрасль Москвы: итоги 2023 и планы 2024» заявил исполнительный директор Клуба инвесторов Москвы Владислав Преображенский. Конференция прошла при поддержке Комплекса градостроительной политики и строительства.
Объемы ввода многоквартирного жилья последние пять лет находятся в диапазоне 40 – 50 млн кв. м в год. В 2023 году объем ввода МКД с высокой вероятностью превзойдет максимум за все годы строительства в России. Ранее наилучший результат был достигнут в 2015 году — 50,1 млн кв. м.
«Мы видим, что из года в год у нас сокращаются сроки строительства, как и объем необходимых документов: все больше справок запрашивается через электронную систему. В результате по итогам 2023 года с высокой степенью вероятности будет введено более 51 млн кв. м многоквартирного жилья. Во многом это результат проводимого сокращения инвестиционно-строительного цикла, который напрямую влияет на увеличение объема строительства, объемов продаж и т. д. Кроме того, свою немаловажную роль в объеме продаж внесла ипотека. По итогам года 90% сделок были совершены с привлечением рыночной и льготной ипотеки», — рассказал Владислав Преображенский. По его словам, как следует из опыта предыдущих лет, высокий уровень ключевой ставки сохраняется только ограниченный промежуток времени, пока не снизится уровень инфляции.
По прогнозам Клуба инвесторов Москвы, уже в первой половине 2024 года Центробанк начнет снижать ключевую ставку, и первое полугодие может закончиться со ставкой в диапазоне 12-14%. Во втором полугодии ставка может быть уже на уровне 10-12%, а при хорошем сценарии — еще ниже. «При этом мы не видим предпосылок для снижения цен: основным источником средств для застройщика выступает проектное финансирование, которое точно так же привязано к ключевой ставке. Ставка растет, и стоимость строительства за счет проектного финансирования тоже увеличивается. Снижение цен практически невозможно, потому что уровень цен определён заранее в рамках проектного финансирования с использованием счетов эскроу, а рост затрат делает снижение цен на недвижимость еще менее вероятным», — добавил эксперт.
Увеличение объемов строительства многоквартирного жилья в два раза и достижение к 2030 году 120 млн кв. м по общему вводу жилья (МКД и ИЖС) не реализуемо без увеличения масштаба проектов и комплексного развития территорий. Формирование этих проектов потребует существенного увеличения затрат на инженерную, транспортную и социальную инфраструктуру. Одним из драйверов развития рынка недвижимости в 2024 году в Клубе инвесторов Москвы считают начало создания Центрального транспортного узла. «Москва и
Московская область делают многое с точки зрения развития транспортной и инженерной инфраструктуры, чего почти не происходит во многих регионах страны. Для застройщика инженерная и транспортная инфраструктура составляют львиную долю затрат, которые он несет при строительстве жилья. На наш взгляд, Центральный транспортный узел станет одной из главных точек роста – скоростные магистрали свяжут крупнейшие промышленные центры друг с другом и в том числе помогут решить проблему неравномерного распределения высококвалифицированных кадров», — заявил Владислав Преображенский.