54% россиян заявили, что разбираются в современном искусстве
Эксперты Группы Родина провели опрос среди жителей и потенциальных покупателей авторского жилого кластера RDD, где в начале сентября открылась выставка современного искусства «Объективно», об отношении россиян к новым видам творческого самовыражения. Порядка 54% заявили, что понимают современное искусство, 64% смогли назвать имена современных российских и зарубежных художников.
Современное искусство больше не terra incognita для россиян – об этом свидетельствует опрос среди жителей авторского кластера RDD. Территория кластера превращена в музей под открытым небом современными российскими художниками. В связи с открытием выставки «Объективно» в RDD, эксперты Группы Родина (создатели кластера), обратились к жителям с вопросами о современном искусстве.
По результатам исследования, 89% респондентов знают о существовании современного искусства. Только 10% не слышали о нем и 1% затруднился с ответом. При этом 90% не слышавших о современном искусстве хотели бы о нем узнать.
Самая высокая доля знающих о современном искусстве среди молодых респондентов до 35 лет (91%). Среди участников опроса в возрасте от 35 до 55 лет таковых 85%, а среди тех, кто старше 55 лет – 74%. Иными словами, во всех возрастных группах новое искусство известно. При этом женщины немного чаще мужчин слышали о современном искусстве – 93% от опрошенных женского пола против 89% у мужчин.
Далее участников опроса, знающих о современном искусстве, спросили – известны ли им имена каких-либо его деятелей (российских и зарубежных). Из них 64% ответили, что им известны имена, тогда как 36% затруднились с ответом. Среди названных деятелей искусства чаще всего фигурировали Бэнкси (32% от общего числа, ответивших «да»), Энди Уорхолл (26%), Пабло Пикассо (22%). Российские художники заметно менее известны (Зураба Церетели вспомнили 17% опрошенных, Эрика Булатова – 10%, Илью Кабакова – 7%).
Чаще всего имена современных художников смогли назвать молодые респонденты (71% опрошенных), а также представители среднего возраста от 35 до 55 лет (62%). Для людей старше 55 лет эта задача оказалась сложной – только 29% смогли вспомнить зарубежных или российских художников. Женщины чаще называли имена, чем мужчины (78% против 57%).
Самым сложным вопросом для респондентов стало понимание и интерпретация современного искусства. Впрочем, больше 54% опрошенных (из числа знающих о современном искусстве), по их мнению, способны понять высказывания современных художников.
Наиболее уверенными в себе оказались молодые респонденты до 35 лет (64% считают, что понимают, 22% – нет, 14% – затрудняются). Опрошенные клиенты среднего возраста разделились примерно на два равных «лагеря» (48% понимают, 42% нет, и еще 10% затруднились дать однозначный ответ). Наконец, респонденты старше 55 лет в основном признались, что не понимают современное искусство (67% ответивших). Понимающих оказалась наименьшая доля (17%), а остальные (16%) затруднились с ответом. Женщины чаще отвечали, что понимают современное искусство – 62% от общего числа женщин), тогда как мужчины давали такой ответ в 51% случаев.
На последнем этапе исследования у знающих о современном искусстве спросили об известных жанрах, направлениях или видах современного искусства. Самым популярным словом стали «абстракционизм», «абстракция» – их назвали 66% знающих о современном искусстве. Далее следуют «граффити» и «стрит-арт» (это ответ 52% респондентов), арт-объекты (47%) «инсталляция» (32%) и «перформанс» (18%).
Лучше всего осведомлены о видах и направлениях современного искусства молодые люди до 35 лет (78% смогли назвать хотя бы один жанр), далее следуют респонденты среднего возраста (65%). Среди группы от 55 лет смогли вспомнить хотя бы один вид или жанр современного искусства 37%. Примечательно, что в средней и старшей возрастной группе, несмотря на скромную оценку своего понимания современного искусства, оказалось больше респондентов, которые все-таки смогли назвать какие-то виды современного искусства. При этом женщины и мужчины одинаково хорошо знакомы с формами современного искусства (62% от общего числа женщин, знающих о современном искусстве и 60% от общего числа мужчин из аналогичной группы).
«В целом мы видим, что наши сограждане восприимчивы к новым видам искусства, – комментирует Владимир Щекин, основатель и владелец Группы Родина. – Впрочем, конечно, нашу выборку нельзя признать полностью репрезентативной, ведь изначально нашим кластером RDD привлечены те, кто интересуются дизайном, искусством и творчеством. В то же время у нас есть хороший срез экономически активной, молодой, успешной аудитории, и он показывает, что настоящее и будущее поколение хорошо интегрировано в современный культурный контекст».